Тем, кто привык обогащаться благодаря доступу к расходной части бюджета, теперь грозит тюрьма. С 1 января 2005 года за нецелевое расходование бюджетных средств будет введена уголовная ответственность. «Если раньше это было должностным преступлением, то теперь оно переходит в разряд уголовных», – заявил вчера руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) Сергей Павленко. Этот орган специально выделен из структуры Минфина для контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и для валютного контроля. «А в общем и целом ее (ФСФБН) функции остаются прежними, как и предыдущие 80 лет – контроль за правильностью расходования средств федерального бюджета», – пояснил Сергей Павленко.
Правда, он пожаловался, что пока карательная сила его организации невелика: «По закону мы должны в федеральное казначейство представлять предписания по выявленным фактам злоупотребления и нарушения в расходовании бюджетных средств. С этими нашими предписаниями казначейство может соглашаться или нет». Предполагается, что в будущем предписания службы Павленко будут обязательными к исполнению. И законодательно для этого сделано все возможное – внесены поправки в Гражданский и Уголовный кодексы и ряд других законополагающих документов.
Так, санкции к должностным лицам, причастным к незаконным операциям по расходованию бюджетных средств, теперь будут содержать не только ощутимые штрафы, но и лишение свободы до 3 лет. Другое дело, что подобную вину придется еще серьезно доказывать. А когда цепочка злоупотреблений оказывается слишком длинной, чиновники-нарушители оказываются достаточно защищенными от санкций. Сергей Павленко надеется, что унифицировать применение санкций поможет так называемый трехсторонний приказ по Минфину, МВД и прокуратуре, призванный помочь взаимодействовать финансовым силовикам.
Стоит отметить, что функции надзора над финансовой сферой российской экономики в стране осуществляет множество госорганов. Сергей Павленко даже признал существование некоего «административного рынка» конкурирующих между собой контролирующих органов. Так, функции ФСФБН пересекаются с полномочиями Счетной палаты. «Мы с ними работаем на одной поляне», – пошутил Сергей Павленко. А вот с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) у новой службы наблюдаются лишь «расхождения» по объектам. «В банки мы просто никогда не заходим», – пояснил Павленко.
«Вообще контролирующих органов в России безумно много, – не скрывает Сергей Павленко. – Но как только дело касается неправомерного расходования бюджета, оказывается, что никого нет для этого». Новую федеральную службу стоит основательно побаиваться чиновникам – борьба с так называемыми откатами станет для нее основной. Особенно в области организации конкурсов на поставку товаров и услуг для государственных нужд. «Проблема пока что осложняется еще и тем, что существует конкуренция правовых норм, – жалуется Сергей Павленко. – Ведь как только возбуждаются следственные дела, они покидают область нашей компетенции, и мы не в силах влиять на применение санкций. Тут поможет только закон, четкая регламентация системы госзакупок».