Игорь Артемьев за снижение роли монополистов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает ужесточить санкции к монополистам рынка и всерьез заняться выведением на чистую воду чиновников-коррупционеров. Об этом сообщил вчера руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев на круглом столе «Конкурентная политика как фактор устойчивого развития экономики» в рамках встречи с международными экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последние представили аналитический доклад по оценке экономической и конкурентной политики России. «В содружестве с ОЭСР специалисты ФАС разработали новое антимонопольное законодательство, которое мы намерены через 10 дней представить российскому правительству, – сообщил Игорь Артемьев. – Надо предусмотреть прямую связь между предлагаемой нами дисквалификацией чиновников и их переаттестацией». Он призывает чиновников, замеченных в нарушении антимонопольного законодательства и коррупционном сговоре с монополистами, жестоко наказывать дисквалификацией с лишением права занимать руководящие посты или с полным запретом на госслужбу. Причем он не согласен с теми, кто считает возможным временное увольнение коррупционеров с их последующей переаттестацией и восстановлением на работе. Однако Игорь Артемьев не верит в успех, предполагая, что документ может «застрять» в правительстве.
Иностранные эксперты, ссылаясь на собственный опыт, советуют относиться жестче не только к чиновникам, но и к монопольным компаниям, переведя статус антимонопольных расследований из гражданского в уголовный и предусмотрев за нарушения тюремный срок. «В свое время мы не применяли тюремные санкции, и оказалось, что были глубоко не правы, – выразил свою позицию комиссионер от Федеральной торговой комиссии США Томас Лири. – Мы говорили своим грешникам: иди домой и не греши. Теперь мы твердо знаем, что законы должны интерпретироваться очень строго. И потому у нас теперь за нарушения антимонопольного законодательства можно получить и 10-летний срок, а штрафы достигают сотни миллионов долларов. Строгая система санкций заставляет частный сектор самостоятельно регулировать конкуренцию».
Но Игорь Артемьев не уверен, что в России возможно повторить американский опыт. Правда, его радует, что новый статус и полномочия ФАС таковы, что структура напрямую подчиняется лишь премьер-министру и президенту: «Остальные – всего лишь наши друзья!» Этот факт, между прочим, не радует специалистов ОЭСР. «Мы не хотим, чтобы российские антимонопольные органы занимались всеми расследованиями, касающимися монополистов, – комментирует консультант секретариата ОЭСР Сара Рейнольдс, – необходимо найти более эффективный способ урегулирования споров, чтобы избавить антимонопольный орган от возможностей злоупотребления доминирующим положением, и вовлечь в эту работу все ведомства. А для осуществления силовых санкций создать новый силовой орган».
Но Артемьев сказал, что в России и так достаточно силовиков. Он сказал, что вряд ли стоит ожидать появления новой силовой структуры, и обнародовал факты работы ведомства по ограничению конкуренции со стороны местных, региональных и федеральных властей. Досталось и естественным монополиям. Хотя присутствующие чиновники похвастались, что монополисты стали лучше и добрее, обнародовав их успехи на рынке.
Замглавы ФАС Андрей Цыганов, сообщил, что служба возбуждает более тысячи дел ежегодно. «Больше половины возбужденных дел, которые сейчас ведет антимонопольное ведомство – против органов власти, причем всех уровней: местного, регионального, федерального. Тем не менее, эти цифры не отражают всех нарушений со стороны представителей государственной власти, – пояснил Андрей Цыганов. – Cреди нарушителей антимонопольного законодательства на федеральном уровне лидируют министерства промышленности и энергетики, информационных технологий и связи, а также Министерство транспорта. И мы не ожидаем существенного сокращения количества дел в ближайшее время».