Правительство до 15 декабря должно окончательно определиться, как прокладывать трубопровод на Дальний Восток. Об этом сообщил вчера начальник экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович, выступая на конференции «Транспортная инфраструктура в России». Он заверил, что развитие транспортной инфраструктуры власть рассматривает как приоритет государственной политики. Но тут же сделал оговорку – возможности у государства развивать ее ограничены, а потому крайне желательно привлечь частный бизнес.
Правда, для этого не созданы необходимые предпосылки. По признанию Дворковича, пока не развита конкурентная среда. Проблема, по его мнению, решается достаточно просто – нужно срочно приватизировать «расплодившиеся в большом количестве МУПы и ГУПы». Впрочем, перед исполнительной властью не стоит задача непосредственного управления процессами развития транспортной инфраструктуры. Вмешательство государство, считает Дворкович, должно быть сведено к мониторингу и оперативному решению возникающих проблем, в первую очередь связанных с совершенствованием законодательства.
Одной из точек приложения усилий правительства сегодня является проект закона «О концессиях». Когда документ будет принят, он станет неплохим, по мнению Дворковича, инструментом оптимизации развития транспортной инфраструктуры. Важным направлением работы он назвал и повышение эффективности налогообложения, с таким расчетом, чтобы стимулировались вложение средств в долгосрочные проекты. Государственное частное партнерство рассматривается чиновниками как один из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций.
Председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников более критично обрисовал сложившуюся ситуацию в транспортной отрасли. «С моей точки зрения, – отметил он, – возможности частного бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры далеко не блестящие. И то, что сказал Аркадий Дворкович, наглядно демонстрирует неопределенность позиции власти. Что и как строить, определяет Послание президента Федеральному собранию, а не сам бизнес».
До тех пор, подчеркнул Завадников, пока власть не осознает, что транспорт это бизнес, возможности частных инвесторов будут ограничены. У чиновников остается множество вариантов, как отсечь бизнес от наиболее интересных отраслей. Сенатор подметил и такую коллизию: год назад разговоры велись о частно-государственном партнерстве, теперь же государство выдвинулось на первое место и вместо ЧГП получилось ГЧП. Функция государства, подытожил Завадников, должна сводиться к поддержанию на максимальном уровне конкуренции в транспортной сфере. Бизнес если и настаивает на участии государства, то только в проектах, где высоки риски, но не более того.