Проправительственные эксперты посовещались и решили не тратить Стабилизационный фонд.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера в Высшей школе экономики (ВШЭ) прошел круглый стол на очень актуальную тему – «Стабилизационный фонд: на что и как потратить». Присутствовавшие эксперты сошлись во мнении, что тратить ничего не нужно. Правда, глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач предложил выделить примерно 60 млрд. руб. в некий венчурный фонд для финансирования высокотехнологичных проектов. Депутат Оксана Дмитриева также попыталась отстоять позицию «надо тратить», но ее голос потонул в общем хоре, призывающих ничего не трогать. Она, кстати, отметила один интересный момент – в своих выступлениях чиновники и проправительственные экономисты ссылаются на опыт неких цивилизованных стран, но, кроме Норвегии и пары нефтяных эмиратов, стабилизационных фондов не существует (а Норвегия свои нефтяные деньги инвестирует в свою экономику). Но голос Клепача и Дмитриевой были гласом вопиющего в пустыне.
По словам директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, в январе 2005 года объем фонда превысит запланированные 500 млрд. руб. и составит 574,4 млрд. Основная часть расхода пойдет на погашение внешнего долга (168 млрд. руб.). 74,7 млрд. руб. пойдут на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Впрочем, по словам Алексея Саватюгина, в дальнейшем Стабилизационный фонд не должен использоваться для социальных нужд – дефицит ПФР целесообразнее финансировать из непроцентных расходов федерального бюджета. В соответствии со стратегией Минфина средства Стабфонда должны использоваться исключительно на досрочное погашение внешнего долга. Когда же он будет по большей части погашен, средства в фонде начнут накапливаться, и в результате это сможет привести к тому, что в 2020 году объем фонда составит 237 млрд. долл. (зачем России столько денег, работающих на экономику иностранных государств, он не пояснил). Впрочем, этот прогноз осуществим только при постоянной цене российской нефти Urals не менее 28 долл./барр., оговорился Саватюгин. Кроме того, у Минфина есть идея с 2008 года привязать базовый объем фонда к ВВП. По замыслу чиновников, он должен составить 3,1–4,5% от ВВП.
С тем, что средства Стабилизационного фонда не должны тратиться на текущие нужды, согласился и первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. «Если мы решаем, что нам очень важны, например, аэропорты или пенсионная реформа, значит, мы должны это профинансировать из регулярного бюджета», – сказал он. «Единственной нормальной формой расходования средств Стабфонда я считаю погашение долга».
По словам руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, если бы Стабилизационного фонда не было, и все получаемые средства расходовались на текущие нужды, в России резко выросла бы покупательская способность, укрепился бы рубль, выросли бы зарплаты. Однако вслед за этим неминуемо произошла бы девальвация и обеднение. Так что предложенный Минфином план, с точки зрения Олега Вьюгина, является «вполне разумным компромиссом». По его словам, некоторые противники накопления Стабилизационного фонда говорят о том, что оно может стать препятствием росту экономики. Однако, как говорит Вьюгин, между объемом Стабфонда и темпами экономического роста нет такой уж серьезной зависимости. «Большая часть производства в России определяется небольшим количеством крупных компаний и несколькими крупными иностранными инвесторами. «Только от их настроений зависит то, как будет расти экономика», – отметил Олег Вьюгин.
Гендиректор компании «Северсталь» Алексей Мордашев вообще заявил, что сейчас на рынке «проблемы нехватки финансовых ресурсов для экономического роста нет». Макроэкономическая стабильность, по его словам, является гораздо более важным фактором для развития бизнеса, нежели разделение миллиардов долларов Стабилизационного фонда.
Наиболее жесткие границы тому, как тратить деньги из фонда, очертил советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. По его словам, эти «средства можно тратить только за пределами национальных границ». Там их можно направить на «улучшение имиджа России за рубежом», например, строительство консульств и дипломатических представительств. Кроме того, Илларионов, как и другие присутствовавшие, считает приоритеным погашение внешнего долга. Помимо этого фонд отвечает страховым и резервным целям, в соответствии с которыми также могут расходоваться накопленные средства. Однозначно только одно, отметил советник президента, – они не могут тратиться на «непроцентные расходы, какими бы они ни были – социальными, инвестиционными и так далее». «Если существовало здание Стабилизационного фонда, хотя, надеюсь, его никогда не будет, над ним, над зданием Минфина, над офисами Минэкономразвития и над Белым домом я бы повесил огромные буквы, подсвеченные неоновым светом, – «Нельзя!», - сказал Андрей Илларионов.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов несколько раз принимался говорить о том, что в России реформы практически остановились. «Но это никак не связано со Стабфондом», – тут же оговаривался он. Видимо, это связано с правительством, которое реформы не проводит, а денег экономике дать не хочет, потому что опять же реформы не идут. В общем, будем жить со слабой экономикой, но с огромным Стабилизационным фондом на случай «войны».