Организация Объединенных Наций (ООН) будет поддерживать малый и средний бизнес в развивающихся странах. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан решил, что панацеей от нищеты может стать создание бизнесменами необходимого количества рабочих мест. Транснациональные корпорации и госмонополисты, как выяснилось, не справляются с этой задачей. Об этом говорится в отчете ООН «Содействие развитию предпринимательства. Бизнес, работающий на бедных», представленном вчера на круглом столе Ассоциации менеджеров.
«Одна пятая всего населения земного шара живет менее чем на 1 доллар в день и не имеет доступа ко многим видам социального обеспечения, составляющим неотъемлемую часть человеческой жизни», – признается в отчете Комиссии по частному сектору и развитию ООН. Эксперты ООН поставили Россию на 90-е место из 146 стран, в которых проблема нищеты стоит наиболее остро, и разработали рекомендации, как с нею справиться. «ООН ежегодно под программы развития в РФ привлекает около 20 миллионов долларов в рамках проектов, рассчитанных на несколько лет, – сообщает советник программы развития ООН Виктория Зотикова. – Лишь в этом году на гуманитарные цели Северо-Кавказского региона реализовано свыше 40 миллионов. А на будущий год запрошено больше 70 миллионов, которые будут ориентированы не только на текущее донорство, но и на восстановление экономики. То есть впервые ООН дает не рыбу, а удочку».
Однако российские эксперты оценивают исследование и оценки ООН как поверхностные и отставшие от реальности. Так, председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин раскритиковал в пух и прах отчет ООН: «У нас 20% населения живут ниже прожиточного минимума, несмотря на высокие доходы государства от продажи нефти. Западные эксперты не правы, когда говорят, что в России главная проблема – коррупция. Это проблема позавчерашнего дня. Сегодня актуальнее государственный рэкет в отношении частного сектора. Именно это тормозит социально-экономическое развитие в целом. «Дно» экспертами ООН оценивается в 2–4 миллиарда человек. Но цифровое неравенство не характеризует уровень нищеты. Победить бедность может развитие высоких технологий».
Сами бизнесмены считают, что их цель состоит не в безоглядной благотворительности, а в получении прибыли и развитии. Кроме того, предприниматели пожаловались, что в последнее время государство стало камуфлировать коррупционные действия под социальную ответственность бизнеса. «Появилась некая форма налога на возможность развития бизнеса в России, – подчеркивает директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» Елена Панфилова. – Например, чтобы открыть дело, чиновники обязывают строить соцобъекты. И это уже проблема политики. А бизнес вынужден закладывать размер взятки в стоимость своего товара или услуг».
Постоянного представителя ПР ООН в России Стефана Василева тоже удивляет, что в России благотворительность часто подменяют социально-корпоративной ответственностью: «Строительство школ или поддержка музыкальных коллективов – дело хорошее, но для бизнеса это нельзя считать удачными инвестициями перспективного долговременного характера». По его мнению, даже если предприниматели раздадут все свои прибыли нуждающимся, это не поможет справиться с нищетой. Кроме того, он подчеркнул важность связи социальных инвестиций с государственными программами.
Однако участники дискуссии признали, что эта связь пока может быть лишь условной. Более того, стало невозможным лоббирование во власти интересов бизнеса, который мог бы быть экономической опорой в социальных программах правительства. «Бизнесмен, сидящий в Госдуме, «крышует» теперь лишь собственный бизнес. Влияния на социально-экономическое развитие он не оказывает, – замечает исполнительный директор открытого клуба «Международный диалог» Григорий Амнуэль. – Диалога бизнеса с властью сейчас нет. Есть лишь монолог, с тех пор как заведено «дело ЮКОСа».