Нет добра без худа. Примерно так можно было бы резюмировать выступление президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, которым он открыл вчера в Москве Всероссийскую неделю нефти и газа. Глава ТПП не стал много говорить о том, насколько благотворно влияние нефтяного богатства на российскую экономику. Значительная часть его выступления была посвящена ключевым проблемам, которые возникают у нашей страны из-за обладания черным золотом. По словам Евгения Примакова, такой позитивный макроэкономический показатель, как рост ВВП, характерный сегодня для России, возможен исключительно благодаря внешним источникам, образующимся из-за высоких цен на нефть. Конечно, в последнее время доля внутренних источников увеличивается, однако все равно она пока слишком мала, и это не может не вызывать опасений. Помимо этого президент ТПП обеспокоен тем, что государство очень мало внимания уделяет процессу освоения новых месторождений, столь необходимому для развития нефтегазового сектора. Негативным явлением считает Евгений Примаков и монополизацию, возникшую на рынке нефти и газа. «В развитых странах 60% добычи осуществляется малыми предприятиями», – сказал Евгений Примаков.
Можно сказать, что более благодушно был настроен министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. «Нефть – это прежде всего наше преимущество. ТЭК – локомотив для российской экономики, а не игла для нее», – образно заметил он, добавив при этом, что пользоваться этим преимуществом нужно разумно. Христенко привел некоторые данные по нефтяному рынку. Сообщил, в частности, что 2004 год стал рекордным по росту потребления нефти, причем лидером в этом росте стали США. В качестве прогноза министр выдвинул предположение, что к 2020 году Россия сможет добывать от 550 до 590 млн. тонн нефти в год. При этом, по словам Христенко, большую роль в этой добыче будут играть новые месторождения. Наиболее же перспективными районами добычи – и с точки зрения социального развития, и с точки зрения укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе – будут Восточная Сибирь и Дальний Восток. Говоря о месторождениях, Виктор Христенко отметил также, что главная задача нового закона о недрах – обеспечение рационального использования природных ресурсов. Кроме того, закон предусматривает изменение взаимоотношений между государством и недропользователями. Предполагается, что эти отношения должны перейти из области административной в гражданско-правовую.
Кстати об отношениях между государством и бизнесом. По мнению главы Минпромэнерго, ситуация с ЮКОСом никак не отражается на инвестиционном климате страны, уровне добычи и нефтяном рынке в целом. Более того, если сменится собственник «Юганскнефтегаза», это также не отразится на производственной деятельности компании и соответственно никак не повлияет на рынок. «Государство будет контролировать поддержание новым собственником темпов добычи компании и соблюдение условий лицензионных соглашений», – успокоил присутствующих министр.
Между тем об огромном влиянии политики властей на энергетический потенциал России говорили и иностранные участники. По словам директора офиса долгосрочного планирования Международного энергетического агентства Н. Хулста, «благоприятная налоговая политика, предсказуемость и прозрачность» необходимы России для того, чтобы остаться энергетической державой после 2010 года. Материальные же затраты, которые потребуются для этого, измеряются астрономическими суммами. По расчетам Хулста, России нужны 900 млрд. долл. в качестве инвестиций до 2030 года хотя бы для того, чтобы поддержать уровень добычи на прежнем уровне.