«ЛУКОЙЛ» имеет самые сильные позиции в Болгарии среди российсийских нефтяников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня завершается визит премьер-министра России Михаила Фрадкова в Болгарию. По сложившейся традиции, главными темами для переговоров стали военно-техническое сотрудничество и проекты в топливно-энергетической сфере. Россия хочет участвовать в строительстве АЭС, покупке теплоэлектростанций, строить нефтепровод и модернизировать российскую авиатехнику, стоящую на вооружении у болгарской армии. В общем, такой стандартный набор отечественных внешнеэкономических проектов. В этом ряду особо проблемных вопросов нет, кроме одного – строительство нефтепровода Бургас–Александрополис (Болгария–Греция), что, кстати, также становится традицией – количество «висящих» проектов в сфере трубопроводного транспорта множится день ото дня. Этот нефтепровод должен облегчить транспортировку российской нефти, которая сегодня перевозится танкерами через черноморские проливы.
Михаил Фрадков заявил вчера после переговоров со своим болгарским коллегой Симеоном Сакскобургготтским, что правительства двух стран признали целесообразным расширение газотранспортных мощностей по транзиту российского газа через территорию Болгарии. По словам Фрадкова, «Болгария имеет большой транзитный потенциал с точки зрения поставок в балканские страны». Однако пока вопрос нефтяной «трубы» не решен. По мнению российской стороны, проблема в том, что стоимость его строительства очень высока (кроме того, есть ряд альтернативных проектов маршрута «трубы», например, через Турцию). Михаил Фрадков подчеркнул, что проект должен быть окупаемым.
Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко, который входит в российскую делегацию, заявил вчера, что Россия, Болгария и Греция разрабатывают меморандум по проекту строительства нефтепровода, однако его подписания в ходе правительственного визита не произойдет. Документ, по словам Михаила Фрадкова, находится на «стадии дискуссии и обозначения интересов сторон». По мнению Виктора Христенко, участие сторон в проекте должно быть «равноправным и справедливым, все получат доли, равные объему инвестиций», говорит министр. Меморандум, по мнению Виктора Христенко, должен стать «политической отправной точкой для запуска корпоративных процедур» и «ключом на старт» для российских нефтяных компаний.
Российские нефтяные компании хоть и подтверждают свою заинтересованность в данном проекте, но пока никаких конкретных планов по участию в нем не имеют. Так в «ЛУКОЙЛе», который имеет сильные позиции в Болгарии, «НГ» сообщили, что вначале должно быть подписано межправительственное соглашение между Россией, Болгарией и Грецией. Только после этого в компании будут принимать какие-то решения. Важным вопросом также является определение тарифа за прокачку нефти. «Если тариф будет сквозной для всех трех стран, то ряд российских компаний был бы заинтересован в этом проекте», – отмечают в «ЛУКОЙЛе». Виктор Христенко косвенно признал, что вопрос участия конкретных компаний может быть решен только после подписания меморандума. По его словам, Россия готова проработать вопрос о гарантиях поставок нефти по новому трубопроводу, но после подписания соответствующих межправительственных документов.
Стоит отметить, что, по информации «НГ», «ЛУКОЙЛ» является фактическим координатором проекта нефтепровода Бургас–Александрополис, и глава компании Вагит Алекперов включен в состав делегации. Это неудивительно, ведь компании принадлежит немало активов в Болгарии – нефтеперерабатывающий завод в Бургасе, где, собственно, и должна начинаться «труба», и свыше сотни АЗС. Присутствие «ЛУКОЙЛа» в Болгарии очень заметно – на всех основных магистралях стоят новые автозаправки, а в крупных городах полно лукойловской рекламы. В Бургасе, где не очень хорошо с рабочими местами, работа на НПЗ весьма престижна, поскольку зарплату там платят неплохую. Компания вложила немало денег в болгарские проекты, и сегодня, как ожидается, Вагит Алекперов подпишет некий меморандум с болгарским Агентством по приватизации, в котором подведет итоги работы за 5 лет и сообщит точные суммы инвестиций в экономику Болгарии.
Что касается других проектов, то российский интерес сосредоточен еще в электроэнергетике – РАО «ЕЭС», возможно, примет участие в приватизации теплоэлектростанций «Руссия», «Варна», «Бобов Дол». Также обсуждается сотрудничество в сфере атомной энергетики. В частности, российская компания «Атомстройэкспорт» участвует в составе консорциума с французами и немцами в тендере на достройку АЭС «Белене».