В центре города паркинги строятся под землей из-за нехватки места.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Гараж в России. Пока это если и не роскошь, то все же показатель особого отношения к автомобилю, а отнюдь не само собой разумеющееся удобство. Если ехать по стране на поезде, то страшные гаражные «города» перед въездом в населенные пункты поражают своим масштабом и убогостью. Гаражное строительство в России в общей массе пока ограничивается либо сооружением железобетонной коробки невзрачного вида, либо примитивной установкой жестяной конструкции типа «бокс» или «ракушка», которые не спасают даже от угона.
Нормы зарубежного строительства внутригородских паркингов предписывают как использование взрывопожаробезопасных современных материалов для гаражей, так и необходимость соответствия с архитектурным обликом города, обязательными системами и службами техобслуживания. В России есть города, где уже забыли, как неэстетично ржавеют рядом с детскими площадками «ракушки» – например, Петербург. Во Владивостоке вместо обтянутых проволокой площадок для парковки пропагандируют места в многоуровневых паркингах. В Москве комфортабельный гараж – изыск. Даже в самом центре столицы можно встретить множество убогих площадок с бурьяном на месте снесенных домов, на которых ютятся стаи беспризорных собак. Подобные площадки предлагаются до сих пор в качестве платной автостоянки. «В Москве по-прежнему районы застроены по устаревшим планировкам», – соглашается руководитель пресс-службы компании S-Holding Оксана Басова. И это несмотря на то, что московским правительством принята специальная программа массового строительства гаражей. В округа спущена директива: до 2007 года разработать проект «Народный гараж». А пока коммерческие застройщики, не надеясь на будущее обеспечение города гаражами, снабжают новые объекты подземным паркингом или соответствующими гостевыми стоянками.
По мнению Оксаны Басовой, подземные, наземные парковки важны и необходимы независимо от класса жилья, монолитные или сборные: «Подземные и наземные, иногда на крыше; часто гаражи делаются на месте бывших объектов ГОЧС (бомбоубежищ)».
«Сегодня современную инфраструктуру жилья невозможно представить без гаража, – сообщает НГ заместитель начальника управления инвестиционных программ ДИПС Евгений Леонов. – Следует отметить, что жилье повышенной комфортности должно обладать не только собственным гаражом, но и дополнительными гостевыми стоянками, а количество машиномест на одну семью увеличилось с обязательного одного до двух, а то и трех».
Евгений Леонов поведал, что в Москве уже вступили в силу нормы, которые обязывают застройщика обеспечить жилье необходимым количеством машиномест из расчета заселения дома. Очевидно, таким образом городские власти приближают светлое будущее гаражной обеспеченности поближе к сегодняшнему дню. «Данное предписание относится к коммерческим домам любого класса, – сообщает Евгений Леонов. – Обязательным является строительство паркингов в домах ЦАО. Там просто не проектируется жилье без парковочных мест, преимущественно подземных. В центре вообще свободная строительная площадка – редкость. Более того, центр – это историческая застройка, неповторимая архитектура и свой уклад жизни. И если речь идет о сохранении архитектурного исторического наследия, то отдельно стоящим паркингам здесь не место. И единственным решением проблемы может стать строительство подземных гаражей».
Как сообщила пресс-секретарь строительного концерна «Крост» Ольга Яшина, невозможно даже представить себе новостройку без подземной автостоянки в Центральном округе Москвы: «Плотность застройки в центре очень высока, проблемы с парковкой всем известны. Покупатели просто не придут в дома без мест для автомобилей. Подземные гаражи не только позволяют экономить столь ценные в Москве площади, но и не нарушают облика города – их просто не видно. Поэтому в ближайшем будущем они могут стать неотъемлемой составляющей не только коммерческих жилых комплексов, но и муниципальных домов». Кроме того, за сохранением облика районов призвано следить ГлавАПУ Москомархитектуры. Именно эта инстанция согласует проектные решения возводимых объектов. Причем согласование с жителями отдано на откуп местным властям, которые должны проводить собрания жильцов по инициативе заказчика строительства.
В муниципальных домах, которые ДИПС передает под переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда, тоже предусмотрены гаражи. Обычно места в подземном паркинге оказываются дороже мест «под солнцем». И, покупая квартиру в доме с подземным паркингом, новосел совсем не обязательно получает гарантированное место для своего авто. Бывает, что «машинную плацкарту» занимает совсем «чужой» автомобилист, не живущий в этом доме. А сама стоимость строительства гаража определяется соответственно его типу. «Правда, вычислить долю гаража от общих затрат на возведение всего объекта довольно проблематично, – комментирует руководитель отдела маркетинга Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы (ДИПС) Андрей Куприянов. – Самый дорогой гараж, который сегодня предлагает департамент, стоит 1 миллион 770 тысяч рублей (около 61 тысяч долларов). А самый дешевый – 230 тысяч рублей (около 7,9 тысячи долларов)».
Менеджер по рекламе и маркетингу Группы компаний «Пионер» Ирина Буданова сообщает о несколько ином диапазоне: «Стоимость машиноместа в собственность для покупателей жилья в некоторых наших домах варьируется от 30 до 35 тысяч долларов в зависимости от подземного уровня: чем глубже, тем дешевле. Причем сторонним лицам места в подземном паркинге не продаются. В одном из наших объектов проектом предусмотрены автомобильные лифты для спуска в гараж и охрана. Специальной ежемесячной последующей платы за пользование гаражом не планируется. Покупатель приобретает жилье и гараж в собственность и ежемесячно оплачивает услуги кондоминиума, куда входят и коммунальные платежи. Комплекс оказываемых услуг утверждается решением товарищества собственников жилья».
Диапазон дополнительных услуг в придомовых гаражах-стоянках, по рассказам Ирины Будановой, зависят от статуса объекта, востребованности тех или иных услуг, эксплуатирующей организации.
Стоимость места в гараже в домах «Кроста» колеблется от 20 до 65–70 тыс. долл. Как пояснила пресс-секретарь концерна «Крост» Ольга Яшина, кроме класса жилого комплекса, на цену влияет качество «дома для машины» – просто это машиноместо или отдельный бокс, предусмотрены ли отдельные помещения – кладовые. Что касается ежемесячной платы, то она зависит от компании, которая эксплуатирует здание. Самый дорогой вариант гаражей, по словам Оксаны Басовой, монолитный: «Но в каждом случае цена будет меняться. Все зависит от расположения гаража. А если гараж подземный, затраты на строительство могут возрасти в разы из-за тяжелых грунтов.
Если жилье массового класса, то часто просто строится парковка без охраны и техобслуживания. В домах более высокого класса, безусловно, предусмотрены и охрана, и техобслуживание, и мойка машин. В старых же районах с гаражами – беда».
А многоуровневые отдельно стоящие гаражные комплексы, о которых мечтают московские власти, рекламируя «народные» гаражи, по словам Евгения Леонова, прерогатива современных спальных районов: «Их основная застройка – панель, которая не позволяет «уходить» под землю. Там велика плотность населения, и строительство паркинга будет оправданно. Стоимость машиноместа в таком гараже заметно ниже». Но даже если нынешняя потребность в гаражах будет внезапно удовлетворена, рост личного автотранспорта в Москве не остановить. В сфере строительства, на взгляд специалистов ДИПС, эту проблему можно решить комплексным подходом к проектированию жилья, когда на каждую квартиру будет приходиться как минимум 2–3 машиноместа.