Герман Греф готов отдавать в концессию все, что угодно, кроме трубопроводного транспорта – «трубы» останутся у государства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правительство России никак не хочет допускать частные компании к нефте- и газопроводам. Некоторое время назад премьер-министр Михаил Фрадков категорически заявил, что частного трубопроводного транспорта не будет, а на днях министр экономического развития и торговли Герман Греф творчески развил и, так сказать, усугубил эту мысль своего начальника. Находясь в Сочи на экономическом форуме, он заявил, что трубопроводы не будут передаваться частным компаниям в концессию (управление). «Механизм концессии не будет использоваться для нефте- и газопроводов», – сказал он, хотя и не исключил, что в принципе это возможно. Законопроект о концессиях Греф пообещал внести на рассмотрение Думы до конца года.
Зарабатывать предпринимателям Герман Греф предложил на объектах... социальной сферы и ЖКХ. «Это могут быть, например, больницы и любые другие объекты, в том числе заброшенные, которые в принципе могут приносить доход, и частный бизнес сочтет возможным вложить туда инвестиции», – заявил глава Минэкономразвития. По его мнению, «эта форма (концессия. – «НГ») позволит привлекать в сектор государственных услуг малый бизнес». Он не пояснил, как можно заработать на этих объектах, которые традиционно считаются прерогативой государства, поскольку из них крайне сложно извлекать какую-то прибыль. Министр также не стал объяснять, как быть пенсионерам или инвалидам, в случае если их районную поликлинику отдадут в концессию и управляющий захочет получать с нее прибыль и введет платные услуги для всех. Герман Греф не пояснил и откуда малый бизнес возьмет деньги на восстановление «заброшенных объектов».
Пытаясь, видимо, задобрить крупный бизнес, которому вряд ли захочется заниматься ЖКХ и больницами, но очень хотелось бы поработать с трубопроводами, Герман Греф пообещал, что государство будет вкладывать свои средства в большие инфраструктурные проекты и привлекать туда частный капитал. «В бюджет следующего года будут включены средства на создание крупных проектов, в которых необходимо государственное участие», – заявил он. «Государство впервые за 15 лет готово выделять огромные средства на такие проекты, в которых будет принимать участие и бизнес», – добавил он. Порядок «огромности» средств министр не уточнил, но сказал, что в текущем году на развитие инфраструктуры будет выделено 5 млрд. руб. На эти деньги (около 170 млн. долл.) будут развиваться железные дороги, строиться газопроводы и линии электропередачи. Даже если эта сумма удвоится в следующем году, то вряд ли ее можно назвать огромной или просто значительной. Только один проект нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан оценивается примерно в 15 млрд. долл., и одно лишь ТЭО этого проекта может стоить половину всех «инфраструктурных» денег правительства.
Возвращаясь к трубопроводам, стоит отметить, что недавно в Кремле президент проводил совещание по этому вопросу, поскольку мощностей для перекачки все возрастающего объема нефти не хватает, и тот же Герман Греф не раз об этом говорил. Частный бизнес в принципе и не настаивает уже на частных трубопроводах, но управлять ими с условием софинансирования строительства предприниматели готовы. Правительство же отказывается даже обсуждать такую возможность. Денег на финансирование новых проектов у государства нет, а ни один нормальный бизнесмен не станет строить на свои деньги нефтепровод, если не будет иметь возможности хотя бы управления. Получается замкнутый круг. Разорвать его можно по-разному. Например, так это делают сегодня власти – с помощью «социальной ответственности бизнеса», то есть в «добровольно-принудительном» порядке. Но это уже не экономика.