Очередной взрыв на нефтепроводе в Ираке стал одним из факторов нового витка повышения цен на черное золото.
Фото Reuters
Рост цен на нефть на мировых рынках продолжается. Вчера они установили новые исторические максимумы – нефть марки Brent продавалась выше уровня 47,5 долл. за баррель, нефть марки Light Sweet – выше 51,4 долл. за баррель. Текущими причинами нового скачка цен стали: сокращение почти на треть поставок с шельфа Мексиканского залива, что является последствием урагана «Иван», сокращением коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в США, а также нестабильной обстановкой в Нигерии и Ираке, где в начале недели опять был взорван нефтепровод. На то, как будут развиваться события дальше у экспертов единой точки зрения нет. По мнению одних, проблема во все возрастающем спросе на нефть. По словам других, главная причина носит исключительно спекулятивный характер – биржевые игроки просто пользуются общей нестабильностью в странах – экспортерах нефти и взвинчивают цены, а страны-потребители стараются купить как можно больше нефти «про запас».
«Главными составными частями кризиса на нефтяных рынках являются теракты в ряде нефтедобывающих стран, экономический спад и ситуация в геополитическом плане – все эти причины вызывают законную обеспокоенность дилеров, которые взвинчивают цены на нефть с тем, чтобы создать для себя задел на будущее, когда цена на нефть упадет», ≈ заявил вчера министр энергетики Кувейта Шейх Ахмад Фахад Аль-Ахмад Аль-Сабах. По мнению министра энергетики и природных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо, панику среди участников рынка вызывают в основном «неэкономические факторы», прежде всего сложная ситуация на Ближнем Востоке (в Ираке) и других нефтедобывающих странах. В доказательство своих слов он привел недавний пример с Нигерией, когда после наступления там относительной стабильности (заключения мирных соглашений между правительством и повстанцами) цены на нефть пошли вниз.
Стоит отметить, что, по информации Reuters, на сегодня добыча стран, входящих в ОПЕК, которая обеспечивает половину всего мирового экспорта нефти, достигла в сентябре наибольшего показателя за последние 25 лет. Запасы черного золота у ведущих экономических стран уже очень велики. Причем настолько, что ОПЕК грозится снизить объемы добычи уже в ноябре. Как заявил исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК Майзар Рахман, промышленные запасы нефти и нефтепродуктов в странах Организации экономического сотрудничества составляют на сегодня около 2,5–2,6 млрд. баррелей, и если в ноябре этого года их объем вырастет до 2,7 млрд. баррелей, то это может вызвать падение спроса на нефть и соответственно обрушить цены.
По оценкам американских компаний, ситуация на нефтяном рынке вряд ли стабилизируется в ближайшие годы. Эксперты Exxon Mobil говорят, что все происходящее сейчас нельзя назвать кризисом. Но он может наступить уже в следующем году, поскольку с этого года, по их оценкам, начнется ускоренный рост потребления топлива, а объемы производства будут падать. Очевидно, что в такой ситуации да еще с учетом проблем в нефтедобывающих странах легко может сбыться прогноз президента Венесуэлы Уго Чавеса, заявившего, что нефть будет стоить около 100 долларов за баррель. Пока же прогнозы менее радикальны, но все равно не обнадеживающие. Так, банк Morgan Stanly считает, что уже скоро цена барреля может составить 60 долл.
Рост цен на нефть для России имеет весьма неоднозначные последствия. С одной стороны, правительство не испытывает проблем с деньгами, – профицит бюджета за первые 9 месяцев этого года составил более 400 млрд. руб., а объем стабилизационного фонда, по оценке вице-премьера Александра Жукова, в следующем году может достичь астрономических 800 млрд. руб. С другой есть и минусы. Это внутренний рост цен на бензин и другие нефтепродукты, борьба с укреплением рубля путем покупки валюты и, как следствие, усиление инфляции. Кроме того, правительство откровенно не знает, что делать со свалившимися на него миллиардами, и пока мы вкладываем их в валюту и ценные бумаги других стран, то есть поддерживаем чужую экономику.