Внешэкономбанк (ВЭБ), Росэксимбанк и Эксимбанк (США) профинансируют восстановление нефте- и газопроводов в Ираке. Кроме того, российско-американские инвестиции коснутся авиационной промышленности, строительства энергетических объектов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке, в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. «Вопрос финансирования проектов в Ираке был поднят американской стороной, – сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев на обсуждении банкирами в Вашингтоне трехстороннего соглашения о параллельном финансировании проектов в третьих странах. – Это регион, который представляет интерес для совместной работы. Россия заинтересована работать в Ираке, но лишь тогда, когда будут решены вопросы безопасности, потому что рисковать судьбой российских граждан мы не можем».
Известно и то, что банкиры, участвующие в соглашении, не ограничились обсуждениями совместных перспективных вложений. Масштаб проектов позволил им привлечь к переговорам о софинансировании Deutschebank, Dresdnerbank, UBS, JP Morgan, другие мировые банки. Владимир Дмитриев напомнил что «многие объекты в Ираке были построены при техническом содействии бывшего СССР и России». Он заметил: «Американцы понимают, что мы традиционно были представлены в Ираке, что без России вряд ли можно такую объемную работу по восстановлению страны обеспечить». Владимир Дмитриев подчеркнул, что Внешэкономбанк специализируется на поддержке компаний-экспортеров и создателей крупных инфраструктурных систем: «Эти компании, естественно, проявляют интерес к возможности участия в восстановлении Ирака. Мы, как говорится, находимся в положении stand by. Как только будет понятно, что ситуация контролируема, естественно, перейдем уже к конкретике».
«У России всегда были интересы в Ираке, – комментирует аналитик ИГ «Атон» Алексей Языков. – Поэтому эта кооперация неудивительна. Сейчас наступил более реалистичный период. И американцы, и представители тех стран, которые тоже участвовали в иракской интервенции, поняли, что привлечение других сторон положительно скажется на восстановлении экономики Ирака. И наиболее эффективным процесс могут сделать страны, имеющие долгосрочные отношения с Ираком. Конечно, когда временной администрацией Ирака выдавались контракты компаниям, американские фирмы получили приоритет. Из российских же компаний достаточно большой интерес в Ираке у «ЛУКОЙЛа», у которого до конфликта имелись разработки в Западной Курне. Понятно, что освоение нефтяных месторождений неотделимо от крупных инфраструктурных проектов, о которых и заявляет Владимир Дмитриев».
Аналитики пока не решаются назвать даже порядок сумм, которые могут понадобиться для реализации иракских проектов, – счет, естественно, пойдет на миллиарды долларов. Цель, по всей видимости, оправдает средства: как отмечают специалисты, безудержный рост цен на нефть можно будет остановить лишь в случае, когда объем ее мировой добычи увеличится. А без иракских месторождений этого добиться вряд ли удастся.