Алексею Кудрину не хватило всего чуть-чуть до статуса полноправного министра «восьмерки».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В минувшие выходные глава российского Минфина Алексей Кудрин удивлял общественность своими неожиданно сверхрадикальными заявлениями. Он фактически похоронил ЮКОС, заявив, что его активы будут проданы, сообщил о снижении оттока капитала из России и согласился списать половину из 8-миллиардного иракского долга. Все это Алексей Кудрин высказывал в США коллегам – министрам финансов из «большой семерки» (G-7), руководству Всемирного банка и МВФ, а также иностранным инвесторам. Стоит отметить, что G-7 так и не стала G-8 – с Россией обсуждались только вопросы помощи странам Ближнего Востока и Северной Африки. При этом представители «семерки» и западные СМИ не употребляли слово «восьмерка», тем самым указав российским финансам на их место.
Несмотря на то что Кудрин знал, что его оставят за бортом обсуждения основных вопросов, вид он имел «бледный». «Пока «финансовая» семерка еще остается «семеркой». Поэтому мы считаем, что это право «семерки» проводить такую встречу», – оправдывался глава российского Минфина.
Зато про ЮКОС Алексей Кудрин говорил гораздо более решительно и безапелляционно, клеймя основных акционеров этой компании. «В отношении ЮКОСа существует много неопределенностей, прежде всего для рынка. Но, на мой взгляд, значительную неопределенность вносят мажоритарные акционеры», – сообщил он в Вашингтоне иностранным инвесторам. Кудрин напомнил, что президент России неоднократно заявлял о том, что ЮКОС не будет банкротиться и что это только мажоритарные акционеры «непрерывно заявляют о том, что будут банкротить компанию».
Правда, никак иначе расценивать намерение властей продать активы ЮКОСа, кроме как намерение обанкротить компанию, нельзя. Глава Минфина в очередной раз сообщил, что активы продаваться будут. «Уверен, что продажа активов будет построена на прозрачности, конкурентности и коммерческом результате. Я думаю, тогда это даст ответы на многие вопросы», – сказал он. При этом Алексей Кудрин не стал объяснять, почему для покрытия долгов в несколько миллиардов долларов, необходимо продавать такой актив ЮКОСа, как «Юганскнефтегаз», стоимость которого в разы превышает все (даже не признанные еще судом) налоговые претензии к компании Михаила Ходорковского.
Алексей Кудрин в очередной раз пытался убедить инвесторов, что отток капитала из России постоянно уменьшается, что свидетельствует о хорошем инвестиционном климате. В этом же году в увеличении бегства капитала виноваты финансовые власти США и Европы, повысившие учетные ставки. В списке виновных оказался также Центробанк с политикой укрепления рубля и банковским кризисом (Кудрин, конечно, слова «кризис» не употреблял, а говорил что-то вроде «нестабильность»), а также ситуация вокруг ЮКОСа. Но несмотря на этот букет неприятностей, ситуация в целом все равно нормальная. Кудрин высоко оценил похвалу главы Федеральной резервной системы США (ФРС) Алана Гринспена, который, по словам российского министра, сказал, что «в России произошло значительное снижение экономических преступлений и бандитизма (!), что отмечается западными предпринимателями». Честно говоря, вряд ли чиновнику страны, претендующей на место в элитном мировом клубе, стоит рассматривать слова о «снижении бандитизма» как похвалу.
Что характерно, нашелся только один представитель России, который косвенно признал, что в нашей стране есть сложности с инвестиционным климатом и проблемы для работы бизнеса. Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин сказал, что сегодня российскому правительству необходимо еще раз сформулировать правила игры для бизнеса.
Что касается долгов Ирака, то здесь ситуация очевидная – Россия идет навстречу своим западным партнерам. Вопрос в том, насколько это выгодно для России, ведь Ирак не самая бедная страна. Алексей Кудрин заявил: «Мне понятна инициатива Франции и Германии о возможности списания 50% долга на этом этапе, определения какого-то периода каникул по уплате долга, как минимум три года, и в дальнейшем возвращения к этой теме после большей ясности». «В целом Россия рассматривает возможность поддержать эту инициативу», – отметил он и добавил от себя, что «я могу как министр финансов сказать, что эта инициатива мне нравится». Она, может, министру финансов и нравится, но вряд ли это поможет превратить «семерку» в «восьмерку». К тому же Россия, потеряв несколько миллиардов долларов, взамен не получит ничего – иностранным инвесторам важнее, чем кончится «дело ЮКОСа».
О визите Алексея Кудрина в США см. также «Большая семерка» попросила усмирить цены на нефть»