Александр Жуков поделит налогоплательщиков на плохих и хороших.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Правительство вчера решило ратифицировать Киотский протокол. Кабинет министров одобрил соответствующий законопроект и поручил министерствам в три месяца подготовить предложения по реализации протокола. Кроме того, правительство приняло решение упростить администрирование налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость (НДС). По словам вице-премьера Александра Жукова, это должно способствовать улучшению инвестиционного климата. Правда, детали, такие, как вопросы по налогообложению авансов, налогообложению капитального строительства и по возврату НДС при экспорте, кабинет министров будет «обсуждать дополнительно».
В частности, Минфин предложил с 2006 года перейти от разрешительной к уведомительной процедуре по возврату НДС при экспорте. Также с 2006 года могут быть введены электронные счета-фактуры. Созданная с их помощью информационная база должна стать альтернативой НДС-счетов и помочь в борьбе со злоупотреблениями по возврату НДС. Однако окончательного решения пока нет: сейчас это обсуждается в Федеральной налоговой службе. В будущем, предупредил министров замминистра финансов Сергей Шаталов, существуют риски фальсификации счетов-фактур, кроме того, потребуются серьезные финансовые вложения. Так, на введение в РФ электронных счетов-фактур с 2006 года придется выделить около 2 млрд. рублей.
Вместе с упрощением администрирования правительство также намерено принять дополнительные меры к недобросовестным налогоплательщикам. Нужно «разделить налогоплательщиков на тех, кто оптимизирует налоговые платы в рамках закона, и тех, кто использует «дыры» в налоговом законодательстве и уходит от налогов», – констатировал Жуков. Именно минимизация налогов, а также использование фирм-однодневок и серых схем для ухода от налогообложения являются причинами того, что в бюджет поступает меньше денег, чем было запланировано. Правда, не совсем ясно, чем оптимизация в рамках закона отличается от использования законодательных «дыр» и не будует ли чересчур легко перепутать добросовестных налогоплательщиков с недобросовестными.
По оценке Минфина, объем налоговых претензий, которые предъявляются по результатам проверок, в среднем увеличился со 100 тыс. руб. на одну проверку в 2002 году до 738 млн. руб. в 2004-м, причем это без учета «особых случаев», таких, как «дело ЮКОСа». Чтобы усовершенствовать администрирование, Минфин предложил создать специализированные инспекции – по обработке данных, проведению государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по крупнейшим налогоплательщикам. Правда, оговариваются чиновники, оценивать работу налоговиков хорошо бы не только исходя из объема налогов и штрафов, который они собрали, но и по «качеству их работы с налогоплательщиками» – отсутствию претензий, оперативности рассмотрения запросов, быстрому возврату переплаченных налогов.
Кроме того, правительство собирается вступить в серьезную борьбу с трансфертным ценообразованием. Для этого Минфин предложил расширить перечень оснований для налоговой проверки и уточнить источники информации о ценах. Так, может стать обязательной продажа части биржевых товаров через биржу для определения рыночной цены. В настоящее время, по словам Сергея Шаталова, если фактическая цена сделки между взаимозависимыми организациями отличается от рыночной менее чем на 20%, то эти сделки признаются легитимными. Это позволяет выводить из-под налогообложения огромные суммы. Поэтому в ближайшее время перечень организаций, признаваемых взаимозависимыми, будет расширен, а фактическая цена будет значительно меньше отклоняться от рыночной. Вместе с этим наконец-то будут уточнены составы налоговых нарушений и размеры штрафов по ним.
По словам Сергея Шаталова, сейчас существует серьезная проблема: большое количество налогоплательщиков в течение длительного времени не представляют налоговые отчетности в налоговые органы, то есть существуют только на бумаге. Сегодня ликвидировать эти организации слишком хлопотно, поэтому Минфин предложил внести изменения в Налоговый кодекс с тем, чтобы эти псевдоналогоплательщики были ликвидированы максимально легко. Предполагается, что станет проще ликвидировать юридические лица, не представившие сведения о себе до 1 января 2003 года.