Вагиту Алекперову судьба Михаила Ходорковского не грозит – теперь у него есть американская крыша.
Коллаж Михаила Митина
Вчера состоялся аукцион по продаже принадлежащего государству пакета акций нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» размером 7,59%. Несмотря на уверения чиновников, что он прошел успешно, его итоги вряд ли можно признать удовлетворительными. Сенсации на аукционе не произошло – как и ожидалось, госпакет купила американская компания ConocoPhillips, которой дал «добро» на расширение участия в российском нефтяном секторе лично Владимир Путин. По своей предопределенности прошедший аукцион напоминал торги девяностых годов, когда все было известно заранее, а само мероприятие было пустой формальностью. Кроме того, цену, за которую были проданы акции «ЛУКОЙЛа», также нельзя назвать приемлемой. Из-за отсутствия у Conoco реальных конкурентов на аукционе пакет «ЛУКОЙЛа» достался ей всего на 60 млн. долл. дороже стартовой цены – за 1,988 млрд. долл., или 30,755 долл. за одну акцию, что меньше текущих рыночных котировок. Кроме того, если посмотреть на объем добычи и запасы «ЛУКОЙЛа», то эта цифра вообще окажется смехотворной – компания обладает 1,5% мировых запасов нефти и обеспечивает 2% мировой добычи.
По показателю добычи «ЛУКОЙЛ» в два раза превосходит ConocoPhillips – по итогам 2003 года Conoco добыл 46 млн. т, «ЛУКОЙЛ» – 81,5 млн. т. По запасам нефти разница еще больше – запасы ConocoPhillips на конец прошлого года составляли 4,67 млрд. бар., тогда как у «ЛУКОЙЛа» этот показатель составлял 16 млрд. барр. При этом капитализация американской компании составляла около 45 млрд. долл. на конец прошлого года, тогда как «ЛУКОЙЛ» стоил всего примерно 20 миллиардов. Таким образом, можно прикинуть, насколько недооценен «ЛУКОЙЛ» и сколько государство потеряло на этой недооценке. Впрочем, по словам аналитика «Атона» Дмитрия Лукашева, сравнительно невысокая капитализация компании вызвана относительно непрозрачной структурой собственности и рядом других бизнес-факторов.
По мнению аналитиков, недооценка российских компаний вызвана прежде всего наличием существенных политических рисков в стране. Особенно важным этот фактор стал в связи с «делом ЮКОСа», после которого усилился отток капитала, а основной индикатор фондового рынка упал в этом году на треть. Фактически российские власти своими руками уничтожают рыночную стоимость отечественных предприятий. В итоге среди российских компаний стало хорошим тоном продавать часть своих акций крупной западной корпорации, чтобы таким образом застраховать себя от ситуации, подобной ЮКОСовской. Правда, за подобную «крышу» приходится изрядно платить.
Так, не успев объединиться, ConocoPhillips и «ЛУКОЙЛ» объявили о создании совместного предприятия для освоения северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, добыча нефти в которой будет ориентирована на экспорт. «ЛУКОЙЛу» в СП будет принадлежать 70%, а ConocoPhillips – 30%. Американцам участие в Тимано-Печорских проектах обойдется в 370 млн. долл. плюс дополнительные платежи за долю от оборотного капитала и от капиталовложений «ЛУКОЙЛа», сделанных в эти месторождения с начала 2004 года. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» готов поделиться с американцами иракским нефтяным пирогом. Вчера было объявлено, что компании намерены добиваться права на разработку месторождения Западная Курна в Ираке. Напомним, что еще правительство Саддама Хусейна отозвало у консорциума компаний, в котором «ЛУКОЙЛу» принадлежит 68,5% акций, лицензию на освоение этого месторождения, поскольку из-за санкций ООН они не могли начать работы в установленные сроки. Когда контроль над Ираком установили американцы, «ЛУКОЙЛ» вновь заявил свои права на месторождение, однако сдвигов в этом вопросе пока не добился. Можно предположить, что, когда в проект войдет ConocoPhillips, «ЛУКОЙЛ» передаст компании 17,5% акций в консорциуме, оставшись с контрольным пакетом в 51% – переговоры активизируются. Чтобы подстраховаться, «ЛУКОЙЛ» даже пообещал подписать такие соглашения только после подтверждения прав по контракту на освоение Западной Курны.
Сам аукцион проходил в лучших традициях прошлых лет. Вчера в полдень, когда аукцион уже должен был начаться, еще не был известен список компаний, допущенных к участию в нем, – комиссия Российского фонда федерального имущества заседала дольше, чем ожидалось. Из четырех претендентов, подавших заявки, комиссию успешно прошли только три – компания «Спринг Холдингз Лимитед», представляющая интересы ConocoPhillips, АКБ Промсвязьбанк и ЗАО «Промрегион Холдинг». А единственный реальный конкурент ConocoPhillips, нью-йоркская компания Dabir, принадлежащая бизнесмену Давиду Гуггенхайму, так и не решилась принять участие в аукционе и не перевела 450 млн. руб. задатка, поэтому ее заявка была снята. Выставив по одному предложению, конкуренты «Спринг Холдинг Лимитед» сошли с дистанции, и уже через три минуты после начала аукциона представитель ConocoPhillips мог праздновать победу. Таким образом, аукцион и в этом не отошел от российской традиции 90-х годов, когда победители известны заранее, а остальные участники создают видимость конкуренции.
Спекулянты фондового рынка ожидали, что госпакет будет продан по цене чуть выше рыночной, на это же надеялось руководство РФФИ. Им пришлось разочароваться – цена акций оказалась значительно ниже рыночной, чуть превысив стартовую цену аукциона. «Мы не совсем довольны, что не удалось преодолеть рубеж в 2 миллиарда долларов», – признался и.о. председателя РФФИ Кирилл Томащук. Впрочем, для экспертов это не стало неожиданностью – они предполагали, что при наличии фаворита на аукционе цена продажи не будет существенно отличаться от стартовой. Однако массовое закрепление спекулянтами коротких позиций сразу же после объявления итогов аукциона вызвало 3,5-процентное падение акций «ЛУКОЙЛа» на фондовой бирже ММВБ.
В ближайшее время аналитики предсказывают постепенное снижение цен на акции «ЛУКОЙЛа» до уровня итогов аукциона. Однако эти прогнозы могут и не сбыться – ConocoPhillips заявила, что предложит акционерам российской нефтяной компании продать еще 2,4% акций по той же цене – 30,76 долл. за штуку, тогда пакет Conoco в «ЛУКОЙЛе» увеличится до 10%, и компания получит представительство в совете директоров «ЛУКОЙЛа». При этом в акционерном договоре, заключенном между компаниями, оговаривается, что доля американской компании в российской не должна превышать 20% уставного капитала. Логично предположить, что Conoco будет повышать свое участие в «ЛУКОЙЛе» именно до этого пакета, в том числе путем скупки акций на фондовом рынке. В этом случае котировки ценных бумаг «ЛУКОЙЛа» могут заметно вырасти.