Вице-премьер Александр Жуков на продолжавшейся вчера конференции «Россия: инвестиции в экономику роста» впервые назвал цифру ожидаемого в этом году оттока капитала. По словам Жукова, по итогам 2004 года из России уйдет от 10 до 15 млрд. долл. При этом вице-премьер был более пессимистичен, чем министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития Герман Греф. Первый называл в качестве прогноза цифру в 9 млрд., второй – в 12 млрд. долл. Но в чем члены правительства едины, так это в том, что отток капитала никак не связан с «делом ЮКОСа». Эксперты утверждают обратное.
То, что вместо ожидаемого еще в марте притока капитала в 3–4 млрд. долл. в нынешнем году Россия опять лишится денег, Александр Жуков объясняет сверхвысокими ценами на нефть, «огромным притоком за счет положительного сальдо торгового баланса», изменением процентных ставок в США и снижением доходности по различным инструментам в России по сравнению с доходностью на других рынках. Напомним, в конце августа Алексей Кудрин заявлял, что ситуация вокруг ЮКОСа никак не повлияла на уход денег из страны. По мнению министра финансов, все дело в повышении ставок ФРС США, причем отток характерен не только для России, но и для остальных развивающихся рынков. МЭРТ добавлял к этим причинам банковский кризис.
В свою очередь, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов на той же конференции заявил, что на инвестиционный климат хуже всего повлияло именно «дело ЮКОСа», а также банковский кризис. После возбуждения дела против ЮКОСа другие компании «начали испытывать давление со стороны властей», сказал Задорнов, и, «очевидно, это повлияло на инвесторов». По мнению эксперта Центра развития Сергея Пухова, вопрос оттока капитала напрямую связан с защитой прав частной собственности и политическими рисками. По его мнению, сейчас эти риски очень высоки, что и отпугивает инвесторов. По словам научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, главная проблема – в отсутствии предсказуемости действий властей и твердых правил игры. Например, «никто из инвесторов не ожидал такой массированной атаки на ЮКОС», – отмечает он.
Стоит отметить, что цифры подтверждают зависимость оттока капитала от «дела ЮКОСа». До третьего квартала 2003 года, то есть до ареста Михаила Ходорковского, в России наблюдался чистый приток капитала в размере 3,9 млрд. долл., что было самым высоким уровнем за последние 10 лет. Но уже в третьем квартале прошлого года отток капитала резко увеличился и составил 7,7 млрд. долл. По данным Центрального банка, за первое полугодие 2004 года чистый отток капитала из частного сектора уже составил 5,6 млрд. долл.
Эксперты также отмечают, что объемы вывоза капитала значительно превосходят показатели, которые называет правительство. По мнению Михаила Задорнова, объем вывезенных денег к концу года может достичь 16–17 млрд. долл. Эксперт Института развития фондового рынка Юрий Данилов отмечает, что только за первое полугодие из страны могло уйти 10–14 млрд. долл. По оценкам Центра развития, за январь–август чистый отток капитала из частного сектора составил 14,8 млрд. долл.
При этом отток капитала вызвал еще одно негативное явление, которое весьма болезненно скажется на экономике страны, – сокращение объема инвестиций. Начиная с мая (начало активной фазы атаки на ЮКОС) и все лето объемы роста инвестиций в основной капитал падали очень быстро. Так, если в мае рост инвестиций составил 1,5%, то в июне он упал до 1,3%, в июле до 1% и в августе до 0,6%. В ТЭКе в январе–августе инвестиционная активность за первое полугодие упала на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что, по данным МЭРТа, средняя стоимость барреля российской нефти сорта Urals в январе–августе этого года составила 32,5 долл., что на 20,1% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Но чиновники продолжают делать вид, что все в порядке. Впрочем, другого выхода у них нет, ведь президенту страны надо докладывать только хорошие новости, помня про удвоение ВВП.