Ожидания, связанные с конференцией Организации стран – экспортеров нефти, благополучно забыты – цены вновь идут вверх. Вчера ими был достигнут четырехнедельный рекорд. Конечно, этот показатель не столь яркий, как недавние исторические максимумы, однако все же он довольно четко характеризует сегодняшнее состояние рынка. Итак, предположительная стоимость барреля Light Sweet на октябрь в результате вчерашних торгов составила 46,28 долл., а смеси Brent на ноябрь – 43,10 долл. Одновременно подорожали бензин и топочный мазут – на 3,6% и 2,5% соответственно.
Одной из причин повышения цен, по мнению экспертов, по-прежнему являются убытки, нанесенные нефтегазовой промышленности США недавним тропическим ураганом. Ущерб, причиненный американскому нефтяному промыслу на шельфе Мексиканского залива, составил примерно 5,2 млн. барр.
Была остановлена работа и на нескольких нефтеперерабатывающих заводах в Луизиане, в результате чего с середины минувшей недели общая переработка нефти в Штатах сократилась на 1,5 млн. баррелей в день. По некоторым данным, ураган в США может возобновиться, эти новости, естественно, влекут за собой негативные ожидания и прогнозы, что, в свою очередь, отражается на фьючерсных ценах. При этом коммерческие запасы нефти в США снижаются уже семь недель подряд, и это связано по большей части с сокращением импорта черного золота с Ближнего Востока. Плюс, конечно, в ближайшее время на состоянии запасов скажутся и последствия урагана.
Однако не только США оказывают влияние на ценообразование в нефтяной отрасли. Наша держава в этом смысле нисколько не отстает от Америки. По мнению многих аналитиков, на результатах вчерашних торгов серьезным образом отразились сообщения о частичном прекращении компанией ЮКОС экспорта нефти в Китай по железной дороге. Еще в воскресенье ЮКОС сообщил о приостановке отгрузки топлива для поставок китайской государственной компании China National Petroleum Company (CNPC) из-за ареста счетов. Некоторые эксперты считают, что такое заявление нефтяной компании следует рассматривать исключительно как желание лишний раз привлечь к себе внимание, другие не исключают того, что заявление имеет под собой основание. В любом случае, если остановка экспорта ЮКОСом будет продолжительной, российскому правительству придется компенсировать обещанные объемы топлива за счет ресурсов государственных компаний. Кстати, в госкомпании «Транснефть» считают, что ЮКОС все же оплатит транспортировку нефти в Китай за октябрь. «Мы уверены, что они изыщут средства для оплаты», – сказал Reuters вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.
В текущем году ЮКОС планировал поставить CNPC 3,8 млн. тонн нефти. Если сообщение о приостановке окажется правдой, CNPC недополучит до конца года 1 тонну топлива. В отношении другой китайской компании, Sinopec, которой ЮКОС также поставляет нефть, никакие ограничения не планируются. Напомним, что объем всех поставок ЮКОСа в КНР (не беря в расчет последние ограничения) составляет 400 тыс. тонн в месяц (100 тыс. баррелей в сутки).