Интрига с квотами в Вене держалась до последнего. Вплоть до того, что уже в день проведения саммита его участники высказывали прямо противоположные друг другу прогнозы по исходу встречи.
Против увеличения квот на добычу и экспортные поставки сырой нефти выступала Венесуэла, занимающая третье место в рамках мирового нефтяного картеля. По словам венесуэльского министра энергетики и добывающей промышленности Рафаэля Рамиреса, «международные рынки нефтяного сырья испытывают переизбыток поступления нефти, и предложение вполне удовлетворяет спрос на нефть, поэтому бессмысленно искать причину высоких цен на нефть-сырец и нефтепродукты в дефиците нефтяных поставок – этого дефицита просто нет». За сохранение существующей квоты выступали также Ливия, Нигерия и Катар. В последний момент в сторону увеличения добычи изменил свое мнение министр нефти Саудовской Аравии. Представители Алжира выступали за повышение квот на целых 2 млн. баррелей в сутки.
В результате участникам конференции удалось прийти к соглашению, и только в середине дня они объявили о своем официальном решении – с 1 ноября 2004 года квоты будут увеличены на 1 млн. баррелей в сутки, то есть до 27 млн. Кстати говоря, по некоторым данным, вплоть до сегодняшнего дня при официальной квоте в 26 млн. реальная добыча нефти странами ОПЕК достигает примерно 28 млн. Так что по большому счету разрешение интриги с увеличением квоты вряд ли станет судьбоносным для нефтяного рынка. Такого мнения придерживаются большинство экспертов.
Еще один спорный вопрос – о целесообразности изменения ценового коридора – так и не был решен на конференции. Его обсуждение отложено на декабрь этого года, а коридор оставлен на прежнем уровне, то есть составляет 22–28 долл. за баррель. Возможно, зимой представители стран – участников Организации решат увеличить верхнюю границу коридора до 30 долл. за баррель – именно эта цифра кажется многим из них предпочтительной.
Бесполезность увеличения квот с целью снижения мировых цен на нефть была лишний раз доказана на вчерашних торгах, когда сорта Light Sweet и Brent начали медленно, но верно дорожать. В результате предположительная цена нефти Light Sweet на октябрь достигла 43,98 долл./барр., а ноябрьская стоимость смеси Brent составила 40,85 долл./барр.
По мнению аналитиков, рост цен объясняется влиянием на рынок данных доклада Минэнергетики США, свидетельствующих о том, что в стране резко снизились коммерческие запасы. Только за первую неделю сентября они снизились на 7,1 млн. барр. Главной же причиной сокращения американских запасов стало уменьшение импорта. За первую неделю он снизился с 10,711 до 9,914 млн. барр./день. Серьезный ущерб нанесен нефтегазовой отрасли США и прошедшим ураганом, который прошелся по американским нефтяным объектам на морском шельфе в районе Нового Орлеана и на территории штата Луизиана. По прогнозам экспертов, последствия урагана обернутся заметным уменьшением коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в США через несколько недель. Так что сентябрьское сокращение будет не последним, и, вероятно, этот факт в очередной раз скажется на ценах на нефть. При этом влияние ОПЕК на ценовую ситуацию становится отнюдь не столь значительным, как это кажется самим участникам картеля.
Многие участники рынка также обеспокоены ситуацией в Ираке. По их мнению, скорее это, а не объем квот должно вызывать беспокойство. Так, например, по мнению президента Венесуэлы Уго Чавеса, война в Ираке может привести к тому, что мировые цены на нефть достигнут рекордных 100 долл. за баррель. И тогда уже никакое увеличение добычи нефти участниками ОПЕК не спасет ситуацию.