Алексей Миллер доволен – он обрел новую «дочку».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Консолидация нефтегазовых активов в единых государственных руках выходит на завершающую стадию. Вчера стало известно, что «Роснефть» может стать дочерней компанией «Газпрома», для чего будет произведен обмен акций между компаниями. С таким предложением выступил премьер-министр Михаил Фрадков в ходе вчерашней встречи с президентом Владимиром Путиным. Это, мягко говоря, неординарное решение глава правительства аргументировал необходимостью либерализации рынка акций «Газпрома» и повышения его капитализации. «Очевидна необходимость это сделать, так как это сделает компанию прозрачной, инвестиционно привлекательной и адаптированной к рыночным условиям», – объяснял Фрадков президенту необходимость либерализации. «Мы заинтересованы создать предпосылки, чтобы либерализовать акции «Газпрома» и таким образом сохранить контроль и за этой уже тогда крупнейшей компанией за государством», – подчеркнул он. Такой предпосылкой и мерой по сохранению контроля и станет сделка с «Роснефтью».
Из несколько несвязных объяснений Михаила Фрадкова было не совсем понятно, как именно обмен акций поможет либерализации рынка акций «Газпрома». Уточнил ситуацию глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, этот обмен позволит получить государству контрольный пакет в «Газпроме» и позволит провести либерализацию без угрозы потери контроля над газовой монополией. «Государство будет контролировать это движение, и фактически «Роснефть» становится дочерним предприятием «Газпрома», – заявил Алексей Миллер.
Как сообщил «НГ» источник в «Газпроме», в обмене скорее всего будут участвовать акции «Газпрома», которые находятся на балансе его дочерних компаний. Объем этого пакета оценивается примерно в 17–19%. Ранее рассматривался вариант выкупа этих акций госструктурами или головной компанией. Теперь найден более удобный и дешевый вариант. Тем более что подобное объединение этих двух компаний является логическим завершением их совместной работы. Напомним, что «Роснефть» и «Газпром» разрабатывают крупнейшее Штокмановское месторождение и являются участниками консорциума по освоению ресурсов Восточной Сибири. Стоит также отметить, что обе компании назывались в качестве основных претендентов на активы ЮКОСа. Но у самой «Роснефти» средств на их покупку было недостаточно. По оценке аналитика ИФК «Солид» Дениса Борисова, у «Роснефти» свободных средств около 0,24 млрд. долл., а у «Газпрома» – 2,4 млрд. долл. Так что в союзе же с «Газпромом» прикупить какую-нибудь добывающую «дочку» ЮКОСа «Роснефти» будет вполне по силам.
Судя по реакции Владимира Путина, вопрос о создании «Госнефтегаза» – дело решенное. Президент вообще не стал заострять на этом внимание. «Это оперативное решение находится в компетенции правительства, и если оно считает это сделать целесообразным, то делайте», – сказал глава государства.
Фондовый рынок отреагировал на эти сообщения бурным ростом – за первые несколько минут акции «Газпрома» выросли почти на 10%. Однако эта бурная радость не вполне оправданна. Ведь конкретных решений по либерализации так и не принято, а либерализация рынка акций «Газпрома» произойдет не раньше конца следующего года. Это связано с тем, что, по оценке аналитика компании «Интерфинтрейд» Дмитрия Царегородцева, на обмен акций понадобится не менее полугода.