Усиление борьбы с терроризмом идет по всем «вертикалям» и направлениям. Раньше многих среагировали органы госвласти, отвечающие за финансовый сектор экономики. Так, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и Центральный банк РФ уже предприняли ряд шагов, направленных, как утверждается, на лишение террористов финансовой базы и на борьбу с отмыванием «грязных» денег. Бороться будут простым способом – банки должны будут не только сообщать о всех подозрительных операциях, но и собирать досье на своих клиентов и опять же информировать «органы». Однако, по мнению экспертов, сами клиенты банков скорее всего даже не заметят, что находятся «под колпаком». В то же время представители банковского сообщества говорят, что из-за усиления мер госконтроля может возрасти недоверие к банковскому сектору.
«Указ, согласно которому банки должны были информировать МНС обо всех операциях по счетам физлиц на сумму от 10 тыс. долл., показал свою несостоятельность. Находилось множество схем, благодаря которым можно было обойти это ограничение.
Теперь госорганы хотят ужесточить контроль над денежными потоками вкладчиков банков. Вряд ли этот шаг обрадует потенциальных вкладчиков. После летнего кризиса и без того невысокое доверие населения к российскому банковскому сектору снизилось до минимальной отметки. Вероятность того, что информация о клиенте будет доступна широкому кругу лиц, лишь усугубит недоверие к банкам», – считает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Ростислав Мусиенко. «Понятно желание государства бороться с отмыванием денег, с незаконными банковскими операциями. Но ужесточение государственного контроля над вкладчиками в настоящее время только искусственно ограничит поток людей, желающих стать клиентами коммерческих банков. Таким образом, я считаю, что данные меры должны быть проведены максимально деликатно и эффективно, вместе с обширной разъяснительной работой, чтобы люди осознали необходимость таких жестких мер в связи с терактами и продолжали возвращаться в коммерческие банки», – отмечает заместитель председателя правления КБ «Олимпийский» Алексей Чернуха.
В то же время аналитики полагают, что люди даже не заметят усиления контроля. «Я думаю, что в большинстве своем клиенты не заметят никаких изменений, – сказала «НГ» аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. – Но люди, у которых достаточно большие суммы, будут выделяться из общей массы. И, наверное, основное внимание будет приковано именно к ним». При этом она отметила, что «не надо забывать, что многие банки практиковали такую систему, когда общая сумма депозитов физического лица разбивались на небольшие суммы». Учитывая этот факт, эффект от вводимых мер трудно прогнозировать. «Если будет подаваться информация о каждом вкладе, то действенность этих мер, наверное, будет не очень высокой. А если будет создаваться база данных по реальным клиентам, то это будет интересная статистика, – отмечает Наталья Орлова. – Хотя мне кажется, что это желание госорганов заручиться такой возможностью получать информацию в случае необходимости».
Неприятным сюрпризом может стать и инициированное Росфинмониторингом решение о возрождении системы контроля за крупными расходами граждан. В этом случае к стучащим на клиентов банкам прибавятся риелторы, автосалоны, ювелирные магазины и прочие организации, торгующие предметами роскоши. Кроме того, в Росфинмониторинг должны будут предоставляться сведения о беспроцентных кредитах предприятий своим работникам. В общем, наступает время тотального контроля за деньгами населения. Поможет ли это в борьбе с терроризмом – вопрос открытый. А вот то, что это увеличит степень нервозности и недоверия в душах граждан страны, очевидно.