В Сухом Логе золото будут добывать тоннами.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Не угасают страсти вокруг самого богатого золоторудного месторождения Сухой Лог (Иркутская область). Его потенциал оценивают в 40% всего золотого запаса недр России. Аукцион на получение права освоения месторождения, который должен был состояться этим летом, отложен до будущего года. Несмотря на это, иностранные компании продолжают бороться за право добывать золото Сухого Лога. Для этого канадская золотопромышленная компания Barrick Gold Corporation (3-е место в мире по объемам золотодобычи) даже купила недавно 17% акций британской Highland Gold Mining (HGM) за 40 млн. долл., которая благодаря наличию российских «дочек» может претендовать на участие в аукционе (по российским законам осваивать природные ресурсы и экспортировать сырье возможно лишь в случае, если иностранный капитал добывающей компании не превышает 25%).
Прежде освоением рудника занималась компания «Лензолото», перешедшая в руки компании «Норильский никель». Он же является основным претендентом на лицензию. При этом комбинат, входящий в холдинг Владимира Потанина, похоже, не собирается ни с кем делиться. «Мы общались с несколькими российскими компаниями, в том числе и с «Интерросом», – сообщил в интервью «НГ» директор отдела корпоративного развития Barrick Gold Тай Берт. – Они не сделали нам предложений, которые бы нас заинтересовали. Насколько я знаком с их стратегией, они нацелены на развитие собственных проектов». Есть версия, что аукцион был перенесен потому, что «Норникель» был не вполне готов участвовать в нем. В свою очередь, как сообщил «НГ» источник в Минэкономразвития (МЭРТ), причина кроется в том, что не удается определиться с правилами конкурса в связи с уникальностью месторождения. МЭРТ против участия иностранцев в аукционе и потому постоянно повышает планку для западных инвесторов.
По тендерным условиям, тот, кто в результате станет хозяйничать в Сухом Логе, за 4 года должен будет запустить первую очередь рудника мощностью не менее 10 тонн золота, а еще через три года увеличить добычу до 25 т в год. В Министерстве природных ресурсов (МПР) уверены, что эти условия почти невыполнимы, а потому рассчитывают на регулярные штрафные отчисления в десятки миллионов долларов. Стартовая цена лицензии на Сухой Лог – 960 млн. руб., а шаг аукциона – 48 млн. руб. Сами запасы Сухого Лога оцениваются в 12 млрд. долл., что позволяет экспертам рынка считать аукционную стоимость заниженной. Они опасаются делать прогноз, но предполагают, что месторождение может достаться победителю при такой стартовой цене ориентировочно всего за 100–200 млн. долл.
Иностранцы пытаются доказать, что их участие и возможная победа в аукционе пойдут лишь на пользу экономике России. «Мы предоставляем финансовые средства, которых всегда катастрофически не хватает России, – говорит Тай Берт. – И надеемся перенести сюда технологии, которыми мы пользуемся в других странах, в частности в Неваде и на аргентинских рудниках». Экспорт в Россию оборудования для золотодобычи, по словам Тая Берта, «будет зависеть от типа технологий», которые придется использовать: «Думаю, возможна совокупность российских и канадских поставок. Мы еще не вели переговоры с российскими заводами, но знаем, что их потенциал позволит избежать лишних затрат». «Инвестиции 2005 года в российские месторождения составят значительную часть нашего бюджета. Это будут вложения как в разведку и разработку новых месторождений, так и в техническое обновление существующих», – подчеркнул Тай Берт.
«Наши отношения с Россией имеют долгосрочную перспективу, – заявил «НГ» Тай Берт. – И мы не рассчитываем на быструю прибыль, поскольку понимаем, что эта перспектива лежит в диапазоне окупаемости в 30–40 лет. А первые дивиденды, на которые мы рассчитываем, могут появиться не раньше чем через 5–7 лет. Если мы победим в аукционе, мы сможем уже через 4 года получить первое золото Сухого Лога».