Вчера заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, выступая на конгрессе «Предприятия, имеющие наибольший вес в экономике России: мифы и реальность», сообщил, что Минэкономразвития до 30 октября этого года внесет в правительство программу социально-экономического развития России на 2005–2008 годы. В этой программе скорее всего вновь не будет предусмотрено участие государства в инвестировании в реальный сектор экономики. И это несмотря на то, что сегодня у правительства в распоряжении находятся весьма значительные по российским масштабам средства.
«У нас была большая дискуссия по поводу акцентов этой программы, касающихся альтернативы, что должно быть в основе экономического роста. Первой из них является инвестиционный подход, создание «точек роста» и участие государства как инвестора в крупномасштабных проектах. Этот подход чуть ближе к промышленной политике, – говорит Андрей Шаронов. – Но мы придерживаемся точки зрения, что приоритетным должен быть подход, согласно которому государство должно выполнить свою основную «эксклюзивную» задачу – создание институтов рыночной экономики». Такой подход он аргументировал тем, что «пока мы не создадим нормальных институтов (банковская система, корпоративные процедуры, сокращение нерыночного сектора. – «НГ»), никакие инвестпроекты не дадут экономике устойчивого роста».
Справедливости ради стоит отметить, что иного от МЭРТа было сложно ожидать, поскольку наши экономические власти известны крайним либерализмом и негативным отношением к участию государства в экономике. Кроме того, президент страны крайне негативно отзывался о проведении «промышленной политики». Так что деньги российских налогоплательщиков будут по-прежнему лежать на счетах зарубежных банков и работать на экономику США, Евросоюза и других стран, которым инвестиции, видимо, нужнее, чем России.
Зато МЭРТ продолжает заочную дискуссию с президентом России по поводу количества стратегических предприятий, необходимых стране. Как известно, президент 6 августа подписал указ, согласно которому стратегическими были признаны свыше одной тысячи организаций. Глава же МЭРТа Герман Греф говорил, что их должно быть всего около 200. Вчера Андрей Шаронов заявил о том, что Минэкономразвития будет добиваться сокращения президентского списка. «Мы считаем, что список стратегических предприятий несколько завышен, и сейчас готовим предложения по его сокращению, – сказал замминистра. – В утвержденном перечне значатся, например, такие акционерные общества, в которых у государства имеются лишь 4% акций. Совершенно очевидно, что они должны быть проданы, так как государство не имеет никакой возможности влиять на управление этим предприятием». Он еще раз повторил тезис своего начальника Германа Грефа о том, что стратегическими должны остаться только предприятия, обеспечивающие национальную безопасность и оборону. «Остальные предприятия должны акционироваться и приватизироваться, выходя из нерыночного сектора в рыночный», – отметил Андрей Шаронов.
Говоря о приватизации в целом, замминистра признал, что программу приватизации на этот год выполнить не удастся. «Учитывая календарные данные, большая часть предприятий из программы приватизации на 2004 год будет перенесена на следующий год для того, чтобы была реальная возможность их продать», – сообщил он.