Андрей Козлов пока никак не отреагировал на предупреждение зарубежных аналитиков о кризисном состоянии российской банковской системы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Нынешнее положение в российском банковском секторе аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) считают критическим. «Если Россия не проявит должного упорства и не проведет давно откладываемую банковскую реформу, ее экономика останется без финансовой инфраструктуры, необходимой для диверсификации и укрепления экономической базы, а также для достижения поставленных задач развития», – говорится в аналитическом обзоре S&P.
Кроме того, S&P предрекает понижение рейтингов российских банков, назвав их уровень «рискованным» и самым низким в мире, хотя и не исключает сохранение кредитоспособности российских банков. «Россия должна продолжать банковскую реформу, несмотря на трудный старт», – рекомендуют эксперты Standard & Poor's, отмечая «институциональную слабость кредитного профиля российских банков» и «незрелую кредитную культуру в стране».
«Центральный банк России (ЦБ РФ) должен проявить политическую волю и решительно отмежеваться от прежнего курса, чтобы расчистить образовавшиеся «завалы» и освободить дорогу новому, более совершенному банковскому сектору», – уверена кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова. Она полагает, что «некоторая неопределенность и нерешительность» при отборе банков для участия в системе страхования вкладов может «помешать дальнейшему повышению кредитоспособности российских банков».
Центральный банк России (ЦБ РФ), правда, не реагирует на подобные заявления, желая оставаться нейтральным. «Мы не выступаем толкователями позиций рейтинговых агентств и не даем никаких комментариев по поводу каких бы то ни было рейтингов вообще. Мы не должны своими заявлениями вносить какой-то дисбаланс в банковскую систему», – заявил «НГ» источник в Банке России.
Первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов тоже пока молчит, хотя сфера банковского надзора находится в его ведении. Он, правда, во время недавнего банковского кризиса уверял всех, что «никакого кризиса нет». Хотя он же в начале лета предложил внести поправки в закон о банкротстве и Уголовный кодекс, которые «не позволят подобным банковским кризисам возникать в будущем», продолжая говорить при этом, что катаклизмы в банковской системе вызваны «лишь усилением конкуренции» и «перестройкой системы».
С характеристикой положения российских банков как критического абсолютно не согласен президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Отвечая на вопросы «НГ», он сообщил, что рассматривает оценку S&P как слишком лозунговую, но признает, что «удельный вес саморегулирования в системе пока еще слишком мал». «И Центробанк прав, избавляясь от бомжующих структур с непонятным статусом. Мы тоже считаем, что от сомнительных банков надо избавляться. Их не так много, как любят преподносить западные эксперты, – всего лишь единицы, а не сотни, – заявил он в интервью НГ. – Определенная политическая воля, ориентированная на более быстрые темпы развития в управленческом плане действительно должна присутствовать. И мы нашли взаимопонимание с Центробанком по этому поводу. Конечно, когда мы с Центробанком беседуем тет-а-тет, острых и крайне критических речей хватает. Но в итоге именно это привело к благотворному сотрудничеству».
«Объективных предпосылок для банковского кризиса не существовало, а важнейшим фактором дестабилизации стала слабая PR-кампания, – считает президент АРБ. – Банку России на законодательном уровне должен быть предоставлен полный объем полномочий для использования всего арсенала средств поддержания стабильности на банковском рынке, в том числе широкого набора инструментов рефинансирования и стабилизационных кредитов. Одновременно за Банком России должна быть закреплена ответственность за неприменение имеющихся в его распоряжении инструментов стабилизации». Зато в S&P обвиняют регулирующие органы в неоправданном давлении на банки и полагают, что именно это мешает прогрессу. Особенно сейчас, когда «банковский сектор вступил в критическую фазу» развития.