Процесс либерализации газового рынка Европы, начавшийся на рубеже веков и получивший свое развитие с июля 2004 года, пока что мало изменил лоскутную энергетическую карту континента, поделенного между крупнейшими европейскими газовыми компаниями. Цвета остаются те же, только размер кусков меняется в зависимости от их успехов или поражений – новые мощные игроки не появились, похоже, они и не предвидятся.
В июне 2003 года Европейский парламент и Совет ЕС приняли новую Директиву ЕС по газу, в соответствии с которой с 1 июля текущего года все потребители, за исключением бытового сектора, должны получить право свободного выбора поставщика газа. С 1 июля 2007 года таким правом должны пользоваться любые потребители без исключения.
В настоящее время полностью открыты для конкуренции газовые рынки Великобритании, Германии, Италии, Испании и Австрии, а также часть рынка Бельгии. В течение ближайших трех лет остальные страны – члены ЕС, прежде всего Франция, Люксембург, Греция, Португалия и Финляндия, должны последовать за авангардом.
Крупные европейские концерны готовились к грядущим переменам, постепенно накапливая опыт ведения газового бизнеса в условиях меняющегося в сторону либерализации рынка. Например, последним их ходом стало разделение видов деятельности на торговлю и транспортировку газа. Так, с 1 января 2004 года германский Ruhrgas выделил подразделение, занимающееся предоставлением услуг по транспорту газа в отдельную структуру – Ruhrgas Transport.
Французский концерн Gaz de France также создал несколько компаний, каждая из которых обслуживает свой круг клиентов – от крупных оптовых покупателей до мелких бытовых потребителей. При этом французский газовый рынок считается одним из наиболее медленных в Европе в том, что касается продвижения либерализации, поскольку на нем до сих пор господствует монополист, контролирующий 70% рынка и имеющий более 500 тысяч покупателей.
По заявлениям представителей «Газпрома», компания также адаптируется к новым условиям в Европе, сделав хороший задел для этого, в первую очередь в Германии. После создания там нескольких совместных предприятий в 90-х годах прошлого века российский концерн через них расширяет свою деятельность в Европе. Его совместное с германским Wintershall предприятие Wingas, контролирующее, по различным оценкам, от 15 до 17% германского рынка, уверенно расширяет свою деятельность в Европе. Так, СП имеет 7% рынка в Бельгии, закрепилось на британском рынке газа в альянсе с норвежской Norsk Hydro и уже заключило там контракты с первыми клиентами.
При этом, несмотря на ряд объективных факторов, все еще мешающих появлению новых продавцов газа (например, проблемы с сырьевой базой), на сопротивление крупных газовых компаний, число участников европейского рынка в процессе либерализации медленно, но растет.
Об эффективности предлагаемых ЕС нововведений свидетельствует хотя бы рост объема услуг по транспортировке газа. Так, например, восточногерманская VNG отмечает, что предложения в ее адрес на транспортировку газа для третьих сторон в рамках либерализованного рынка в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличились: число заявок на доступ к газопроводным сетям возросло на 85%, а число заключенных договоров на транспортировку – на 80%.
Комментируя факт начала нового периода либерализации европейского рынка газа, глава Wingas Райнер Зеле отметил: «Открытие рынков спроса – лишь одна сторона медали. Столь же важно создать и предложение газа с достаточными объемами и конкурентоспособными ценами».
Последние события показывают, что такое предложение могут сделать не только крупные компании, но и небольшие фирмы, деятельность которых отличает высокая маневренность, большое желание закрепиться на газовом рынке, испытывающем рост сбытовых цен под влиянием высокой мировой стоимости нефти.
Один из последних примеров тому – швейцарская фирма «Ботли трейд» (Bothli Trade AG), которая начала в этом году поставки туркменского газа потребителям в Венгрии по контракту с нефтегазовым концерном МОЛ (MOL). В соответствии с договоренностями, в период с 2004 по 2010 год ежегодно в Венгрию через Украину будет поставляться до 1,2 млрд. куб. м газа в год.
«Ботли трейд» приобретает газ для сбыта у зарегистрированной в Венгрии фирмы «Еурал транс газ» (Eural Trans Gas Kft.), которая в настоящее время является оператором поставок туркменского газа на Украину. Кроме того, она является единственной помимо «Газпрома» компанией, имеющей полномочия на транспортировку газа по украинской системе трубопроводов в направлении других европейских стран. По данным «Еурал транс газа», оборот компании в 2003 году достиг 2 млрд. долл., а прибыль от транспортировки и продажи 35 млрд. куб. м газа составила 220 млн. долл. Ее общий экспортный потенциал в европейские страны превышает 8 млрд. куб. м газа.
Реализация директивы ЕС об ускорении процесса либерализации в Европе в конечном счете направлена на обеспечение большей надежности газоснабжения потребителей Европы. Появление успешных, но пока еще небольших компаний, таких как ETG, вносит на рынок некое оживление, конкуренция станет более жесткой, особенно в сегменте относительно некрупных контрактов на новых рынках, как это произошло, например, в Венгрии, что, несомненно, в интересах потребителей.
При этом рынка хватит всем, ведь процесс либерализации совпадает во времени с ростом потребности в газе. Эксперты прогнозируют, что спрос на газ в Западной Европе в период до 2025 года будет расти в среднем на 2,4% в год и в 2025 году достигнет 730 млрд. куб. м против 420 млрд. куб. м в 2001 году, а доля импорта газа из третьих стран в 15 государствах ЕС повысится с 40% в 2000 году до 70% в 2020 году. В этих условиях через 5–7 лет существующее сейчас превышение предложения газа над спросом может смениться дефицитом данного товара.