Первые ростки железнодорожной реформы появятся лишь с рождением конкуренции в системе. По мнению президента ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») Геннадия Фадеева, ее можно будет наблюдать сразу же, как только будет отработан механизм взаиморасчетов между РЖД и региональными операторами за пользование инфраструктурой, аренду подвижного состава, перевозку пассажиров. Руководители РЖД вчера рассказали, что после акционирования компания будет похожа на спрута, распространившего свои щупальца в каждый уголок страны не только рельсами-шпалами, но и торговыми и прочими услугами европейского уровня. Таким образом, количество региональных железнодорожных компаний-операторов в системе РЖД должно увеличиться вдвое – с 85 до 170.
Вчера на заседании правления компании обсуждались совершенствование структуры управления хозяйством и концепция создания дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в сфере торговли, общественного питания и рабочего снабжения. «Наша главная задача при реформировании вагонного хозяйства – активная позиция ОАО «РЖД» на рынке ремонта грузовых вагонов и достижение целей, сформулированных в Стратегической программе развития ОАО «РЖД». Речь, в частности, идет об увеличении масштабов транспортного бизнеса, повышении производственно-экономической эффективности, качества и безопасности перевозок, глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему, повышении финансовой устойчивости и эффективности работы компании», – подчеркнул Геннадий Фадеев.
«Нам необходимо ввести совершенно иную градацию всех услуг пассажирского транспорта, – пояснил первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. – Мы сегодня имеем право самостоятельно регулировать тарифы только в купейных и СВ вагонах. По всей видимости, остальные тарифы будут по-прежнему регулироваться государством. И масса вопросов еще не согласована. Например, за организацию пригородных перевозок и их тарифов отвечает субъект Федерации. А это требует перестраивания наших отношений с субъектами Федерации. Понятно, что каждый губернатор заинтересован только в одном – чтобы во время выборов за него правильно проголосовали, чтобы народ чувствовал себя удовлетворенным. Но железная дорога несет серьезные убытки».
И железнодорожники желают полной окупаемости своих услуг уже с будущего года. Но и Геннадий Фадеев, и Владимир Якунин признают, что «сделать это будет чрезвычайно сложно». Они уверяют, что терпят 50-процентные убытки от пассажирских перевозок. «А нам надо, чтобы эти убытки не только не сохранились, но и уменьшались последовательно к 2010 году, – подчеркнул Владимир Якунин. – Уменьшаться они могут за счет сокращения расходной части (эксплуатационных расходов), за счет добавления доходной части (тарифы и уровень сервиса). А тарифы пригородного сообщения будут регулироваться местными органами власти. Мы никогда не позволим себе такую роскошь, как «отключение» услуги, как это делают, например, энергетики. А ведь у нас сегодня уровень задолженности по перевозкам только со стороны Министерства обороны 2 млрд. руб. Для нас это серьезные деньги. Но мы не можем, как энергетики, взять и «отключить рубильник». Мы никогда этого не делали. Попугивали – да! Но никогда не делали. Мы просто не можем этого сделать. Потому что если сегодня пассажирский транспорт перестанет выполнять свои социальные функции, представьте только на минуточку, что будет! Единственный способ – сотрудничать с регионами, договариваться с губернаторами. И работа с губернаторским корпусом преображается по мере преображения самой страны. Мы рассчитываем, что нам удастся договориться не просто так, как мы сейчас это делаем – с одним получше, с другим посложнее, – мы должны установить правила игры, которые будут выполнять все».
Владимир Якунин рассказал об идее увеличения средств на «усиление конкурентной составляющей» – увеличение комфортности, повышение уровня сервиса и добавление новых дорожных услуг. И если в качестве источника этих средств Министерство транспорта РФ определит непосредственно ОАО «РЖД», то «добывать» их будут, по признанию Владимира Якунина, за счет дополнительной тарифной индексации. Он пожаловался, что уровень этой индексации исчисляется десятыми долями процента, а этого явно недостаточно для резкой перемены к лучшему в железнодорожном сервисе.
«Как раз с федеральным агентством мы и обсуждаем сейчас, какова должна быть композиция того органа, который будет выполнять индексацию. То есть оптимизация расходов должна производиться все-таки за счет тарифной составляющей. И хотелось бы, чтобы эту ответственность взяло на себя Министерство транспорта», – добавил Владимир Якунин, подчеркнув, что помимо сервиса у РЖД много других высокозатратных проблем. И главная из них – техническое обновление. Кроме того, спрос на перевозки непрерывно растет, что заставляет подумывать как о расширении рельсовой географии, так и об увеличении вагонного и локомотивного парка. И серьезные прибыли РЖД теряют из-за невозможности обеспечить грузооборот – опять же по причине недостатка грузовых вагонов.
Предполагается, что после акционирования РЖД каждая из региональных железнодорожных компаний будет не только самоокупаемой за счет расширения ассортимента услуг, но и превратится в источник дополнительной прибыли для московского «родителя».