Доходность пенсионных накоплений в 2004 году показалась Михаилу Зурабову слишком низкой.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Пенсионные средства, которые находятся в управлении у государства, в этом году не только не увеличатся, но в реальном выражении, возможно, даже обесценятся. Опираясь на это, Пенсионный фонд (ПФР) скоро может добиться разрешения вкладывать пенсионные деньги не только в государственные ценные бумаги, но и в другие финансовые инструменты. Глава Министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов уже заявил на прошлом заседании правительства, что хорошо бы расширить перечень инструментов инвестирования и, в частности, начать более активно использовать ипотечные ценные бумаги.
При этом в прошедшие два года вложение пенсионных денег приносило, по словам Зурабова, 30–40% годовых, однако в этом году доходность резко упала и стала невысокой – настолько, что даже не покрывает инфляцию.
По мнению экспертов, высокая доходность прошлых лет была лишь удачей. Как сказал «НГ» президент «Первого национального пенсионного фонда» Виталий Плотников, заявления госчиновников о 30–40-процентной доходности инвестирования пенсионных денег были «локальными, относящимися к определенному инвестиционному периоду». Действительно, на рынке были периоды, когда госбумаги приносили текущую доходность в 30–40%. По итогам 2002 года действительно могла идти речь о 40% прибыли, считает Плотников. По итогам 2003 года все видели 22% годовых, это усредненная цифра, которой смог добиться ПФР. На самом деле эта доходность не была даже 22-процентной, замечает Плотников, тут вопрос хитрости счета. Однако по закону негосударственным пенсионным фондам запрещено противопоставлять себя ПФРу.
«При тех ограничениях, которые государство накладывает на инвестирование пенсионных накоплений, 30–40% годовых – цифры недостижимые», – считает управляющий директор по инвестициям ФК «Уралсиб» Алексей Чаленко. А начальник отдела инвестиций УК «Солид-менеджмент» Надир Усманов допускает, что доходность по инвестированию пенсионных накоплений вполне могла достигнуть 30–40% – в зависимости от того, куда были вложены деньги. Так, валютные облигации за 2002–2003 год значительно подорожали, некоторые до 60–70%. А вот по государственным ценным бумагам в прошлом году прибыль была ниже 10%. Правда, тут возникает вопрос, за какой период ПФР объявляет результаты инвестирования; может быть, он берет общую доходность за два года.
Однако в 2004 году получать прибыль от инвестирования ПФР будет чрезвычайно трудно. Доходность по госбумагам, по оценке Плотникова, достигает 7% годовых. При этом серьезно заработать на них не получается: никакие игры с курсовой стоимостью госбумаг на рынке не проходят, поскольку сам же ПФР является основным их покупателем. За счет этого и произошло падение их курсовой стоимости: игроки, которые могли свободно действовать на этом рынке, ушли, в результате рынок больше не растет и остается низколиквидным. Конечно, ПФР мог бы сыграть, говорит Плотников, но по закону он не может этого сделать: любые попытки манипулирования рынком сразу станут очевидны. ПФР фактически попал в ловушку: он не может размещать пенсионные деньги в другие инструменты, а вкладывая в госбумаги, он их обесценивает.
В этой ситуации ПФР неминуемо будет проигрывать частным компаниям. Поэтому расширение списка инструментов ему жизненно необходимо. Другое дело – насколько в повышении доходности смогут помочь ипотечные ценные бумаги.
За год они, конечно, не смогут поднять доходность пенсионных накоплений, говорит Усманов. Но если ВВП удвоится и вырастет платежеспособность населения, ипотечные бумаги вполне смогут серьезно подорожать. Однако для этого нужно брать горизонт в 3–10 лет.
Ипотечные бумаги смогли бы приподнять доходность портфеля ПФР, поскольку на них можно больше заработать, чем на государственных, говорит Плотников из «Первого национального пенсионного фонда». Однако по закону государственная управляющая компания может инвестировать лишь в ипотечные бумаги, гарантированные правительством, а таких бумаг на рынке нет.
«Даже если перечень инструментов будет расширен, серьезно поднять доходность не получится», – уверен Чаленко из ФК «Уралсиб». Причем если государственные ценные бумаги публичные и информация по ним прозрачная, то, как контролировать и проверять ипотечные ценные бумаги, которые могут появиться в портфеле, непонятно. Что же до ипотечных ценных бумаг, которые достаточно прозрачны и отвечают определенным стандартам, – доходность по ним на сегодняшний момент составляет 9%, что ненамного больше, чем у госбумаг.