Развитие инвестиционного рынка приведет, по мнению его участников, к увеличению ассортимента инвестиционных услуг. Естественно, расширятся и возможности частных инвесторов. Риски станут более прогнозируемыми, а приток иностранного капитала повысит устойчивость вложений. Однако пока инвестиционный бизнес в России достаточно рискован.
«К сожалению, рынок услуг финансового консультирования в нашей стране развит еще недостаточно и доступен только людям с доходом выше среднего», – замечает генеральный директор УК «ЦЕРИХ» Александр Щеглов. Получается, что степень риска стоит учитывать, опираясь на собственную готовность рисковать. «Оценивать возможные потери стоит, исходя из золотого правила: чем больше ожидаемая доходность, тем выше риск, – комментирует начальник отдела физических лиц ЗАО ИФК «Солид» Валентин Гуськов. – На цену ценной бумаги влияет множество факторов – от политических и экономических до информационных. Мы посоветовали вкладываться в разные ценные бумаги с разными степенями риска, тем самым сохраняя соотношения риск/доход. Доверив средства разным управляющим, тоже можно сократить возможные потери».
Тем не менее «полностью уберечься от рисков невозможно, – признает Александр Щеглов». – Рыночный риск и доходность напрямую связаны друг с другом. А, например, риск банкротства финансового института напрямую не влияет на доходность ПИФа – здесь риск полностью потерять средства гораздо меньше, чем в банках».
Начинающим инвесторам обычно рекомендуют для начала выбирать фонды с менее рискованными стратегиями. Важно определиться также с «длиной денег»: например, инвестору, не исключающему, что ему в любой момент может понадобиться вся сумма, более подходит открытый, а не интервальный и тем более не закрытый фонд. Начальник отдела инвестиций ЗАО «Солид Менеджмент» Надир Усманов считает, что, выбрав инвестиционную стратегию, например, сбалансированного фонда с горизонтом 15–20 лет, может к тому же даже самостоятельно сформировать базу для собственной пенсии. «Можно вносить деньги в негосударственный пенсионный фонд для дополнительной пенсии, можно копить деньги на банковском депозите, можно использовать накопительную схему в страховой компании, можно непосредственно инвестировать в фондовый рынок, через брокера, можно вкладываться в ПИФы. Можно предложить еще множество вариантов накопления, но конкретный инвестиционный план необходимо составлять каждому человеку индивидуально, в зависимости от его дохода, текущего финансового состояния, семейного положения, планов на будущее и прочих факторов», – добавляет Александр Щеглов из УК «ЦЕРИХ». Управляющие паевыми фондами, как и управляющий Пенсионным государственным фондом, инвестируют денежные средства в определенной пропорции практически в одинаковые активы, в частности в акции и облигации. Кроме того, структура паевых фондов такова, что все активы (денежные средства, ценные бумаги) хранятся в спецдепозитариях, которые не позволят управляющей компании вывести активы без письменного заявления пайщика паевого фонда.
«С прошлого года россияне получили право доверить распоряжение средствами накопительной части пенсии, помимо государственной управляющей компании в лице Внешэкономбанка, частной УК. Но этой возможностью – по разным причинам – воспользовались немногие. Лишь около 2% от общего объема подлежащих инвестированию средств досталось негосударственному сектору. И эту скромную «дольку» поделили между собой 55 частных УК, – комментирует Дмитрий Уголков. – Состав частных управляющих в связи с этим решили «проредить» путем проведения конкурса по выбору управляющих компаний для работы с накопительной частью пенсии. В частности, предполагается, что в управлении компании-претендента должно быть активов на сумму не менее 200 млн. руб. – вдвое больше, чем раньше».
«Я полагаю, что в ближайшем будущем инвестиционные компании перестанут быть для большинства граждан России terra incognita», – резюмирует гендиректор управляющей компании «КапиталЪ» Алексей Шкрапкин. – Определенную уверенность в этом дает совокупность таких факторов, как значительный рост рынка паевых инвестиционных фондов и российская пенсионная реформа. Уже сейчас мы видим, что значительно повысилась финансовая грамотность потребителей финансовых услуг. С другой стороны, управляющие компании стараются сделать такие инструменты, как ПИФы, максимально доступными для широкого круга инвесторов, расширяя географию своей деятельности и снижая тарифы на обслуживание и минимальные пороги инвестиций».
Эксперты признают, что период сверхдоходов ПИФов прошел. Но это лишь свидетельствует о более стабильном их будущем. «Можно ожидать, что к концу года доходность фондов акций и смешанных инвестиций не превысит 30% и 20% соответственно, – добавляет Дмитрий Уголков. – А вот пайщикам ПИФов облигаций стоит рассчитывать лишь на 10–15% годовых. Но даже при таком состоянии дел прогнозируемая доходность остается привлекательной для многих инвесторов, так как популярные в России накопления в наличных американских долларах за шесть месяцев нынешнего года обесценились на 7,12%, в евро – на 9,67%».
Аналитики отмечают при этом и снижение прибыльности банковских депозитов. Выходит, риск потери денег при инвестировании в акции значительно выше, чем в начале года, и вполне своевременно обратить внимание на ПИФы облигаций и смешанных инвестиций.
«Если годовой рост рынка акций дойдет до уровней первого квартала (780 пунктов) и при этом инвестор вложит средства в смешанный фонд с равными долями акций и облигаций в портфеле, он смело может рассчитывать на 30% годовых, – уверяет управляющий портфелем ЗАО «Солид Менеджмент» Надир Усманов. – А если ситуация на рынке акций будет сложной и индекс РТС опустится до уровня 500 пунктов, пайщик может компенсировать убытки за счет доходов от облигаций. Более серьезное падение индекса РТС приведет к убыткам по совокупному портфелю».