0
700
Газета Экономика Интернет-версия

30.08.2004 00:00:00

Якутскую стройку века сдвинули с места

Тэги: якутия, проект, жд


На прошлой неделе было уложено первое серебряное звено железнодорожной линии Томмот–Якутск. Новая ветка длиной 440 км соединит Якутск с Транссибирской магистралью и позволит наладить прямые пассажирские перевозки Якутск–Москва. «Мы добились участия в проекте федерального бюджета, – сообщил президент республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров. – Из 18 млрд. руб. стоимости стройки 9 млрд. руб. потратит Якутия». Еще 4 млрд. руб. первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин пообещал вложить уже в следующем году, а недостающие 4 млрд. руб. предложил поискать во внебюджетных источниках.

Министр транспорта Якутии Владимир Членов предполагает, что дорога окупится за 8 лет: «Расширение ж/д инфраструктуры до Якутска увеличит ежегодные объемы грузоперевозок по БАМу – технические возможности дороги равны 8 млн. тонн в год. На трассе Беркакит–Томмот в этом году перевезено 1,5 млн. тонн грузов».

Проекту якутской «железки» более ста лет. Но первые рельсы проложили только в 1994 г. Возможно, если бы развитие транспортной инфраструктуры восточной части России не ограничивалось заброшенным БАМом, дальневосточного топливно-энергетического кризиса удалось бы избежать. Якутские власти утверждают, что стройка растянулась на 20 лет из-за того, что упомянутый 1 млрд. руб. никак не удавалось «вытянуть» из федерального бюджета.

«Чтобы строить дорогу дальше на север, нужно было политическое решение центральных органов госвласти страны, и это решение принято, – подчеркнул Вячеслав Штыров. – К 2010 году магистраль выйдет на среднее течение Лены и свяжет богатые минеральным сырьем земли Южной и Центральной Якутии с БАМом, Транссибом и со всей сетью железных дорог страны. Стратегическое значение этой магистрали велико, ибо она создает первый на Дальнем Востоке меридиональный транспортный коридор смешанного типа Транссиб – Северный морской путь в центральном секторе Арктики».

В настоящее время инфраструктура Восточной Сибири, богатой практически всеми известными полезными ископаемыми, в том числе углем, нефтью и газом, оставляет желать лучшего. Транспортировкой грузов с золотых и алмазных месторождений, каменного угля, оловянной и других руд пока в основном занимаются авиаторы, в зимний период – автомобилисты, а северные порты получают грузы лишь в период навигации на Лене. Наиболее важными можно считать Кангаласские угольные разработки, поставки с которых способны решить топливно-энергетическую проблему регионов Дальнего Востока.

В пресс-службе Минтранса республики сообщили, что комплексное решение завоза грузов в Якутию требует больше 80 млрд. руб. Тогда как строительство дороги вместе с ее веткой до моря Лаптевых обойдется в 36,5 млрд. руб. Но Тикси еще не скоро дождется поездов – строительство пути на север начнется не раньше 2025 г. Железнодорожники уверяют, что представители флота политическими методами противодействуют железнодорожной параллели ленского пути в северные порты, справедливо полагая, что она не только отнимет у них внушительную часть доходов от грузоперевозок, но и заставит снизить тарифы. А если учесть, что грузопоток, проходивший раньше по монопольной схеме через порт Осетрово в Усть-Куте (Иркутская область), теперь делят Верхнеленское (Иркутская область) и Ленское (Якутия) пароходства, то это добавит остроты в конкурентную борьбу. Железная дорога, таким образом, отнимет у них как минимум 3 тыс. тонн грузов. Авиасообщение с 18 районами Заполярья с внедрением ж/д перевозок тоже экономически пострадает.

Но Россия давно нуждается в транспортных связях с северовосточными регионами. «Отсутствие железнодорожной инфраструктуры мешает вовлечению в хозяйственный оборот страны богатейших запасов полезных ископаемых Якутии», – подчеркивает Владимир Якунин. Только в наиболее удобной для транспортировки южной части республики, в зоне БАМа, залегают богатейшие по содержанию железные руды и высокого качества угли, запасы которых до сих пор не изведаны до конца и которых, по мнению ученых, хватит не меньше чем на 120 лет интенсивной промышленной эксплуатации. Об этом рассказал руководитель пресс-центра Минтранса Якутии Гарун Аристакесян.

ОАО ХК «Якутуголь» добывает в год 9 млн. тонн угля, из которых 8 млн. тонн приходится на разрез «Нерюнгринский» при себестоимости добычи тонны всего 4 рубля при запасах в 24 млрд. тонн. При этом Дальний Восток покупает уголь для нужд энергетики на Урале, в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах. А РАО «ЕЭС» еще и заявляет о готовности закупать уголь в Японии. Близость богатого сырьем региона напрочь игнорируется из-за отсутствия подъездных путей. При этом корейцы и китайцы усиленно добиваются участия в инвестировании строительства железной дороги в районах угольных месторождений с перспективой получения дивидендов в виде сырья и влияния на темпы разработок. Мешает осуществлению их планов лишь отсутствие закона о концессии. В Минпроме Якутии признаются, что приходится отказывать иностранным инвесторам и в других добывающих отраслях по этой же причине. Некоторые считают, мол, оно и лучше – не растащат за бесценок недра. Но пока природные богатства лежат мертвым грузом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
754
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
428
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
818
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
500

Другие новости