Когда ЮКОС работает, страна может загорать.
Фото Reuters
Судя по всему, ЮКОС виноват только в том, что кому-то очень хочется получить в собственность его акции или активы. Иначе объяснить масштаб и гипертрофированность обвинений и налоговых претензий в адрес компании невозможно. Вчера британская Financial Times со ссылкой на чиновника налогового ведомства сообщила, что главную «дочку» ЮКОСа ОАО «Юганскнефтегаз» могут вынудить заплатить дополнительно 3 млрд. долл. налогов. Напомним, что еще 3,4 млрд. долл. долгов за 2000 год Арбитражный суд признал за самим ЮКОСом, а еще около 3 млрд. долл. Министерство по налогам и сборам насчитало компании за 2001 год. А поскольку налоговая политика ЮКОСа не менялась и в 2002, и в 2003 годах, можно предположить, что общая сумма претензий к компании Михаила Ходорковского за этот период может приблизиться к 17 млрд. долл. Если следовать логике судов и налоговых органов, в течение нескольких лет государство ежедневно упускало 5–6 млн. долл. налогов, недоплаченных только одной компанией.
В настоящее время Министерство по налогам и сборам проверяет деятельность «Юганскнефтегаза» за 2002 год. Эксперты не сомневаются, что истинной целью налоговых претензий, выставляемых непосредственно «дочке» ЮКОСа, является продажа этого предприятия одной из прогосударственных компаний – таких, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», РАО «ЕЭС России» или даже «ЛУКОЙЛ». Однако ни у одной из этих компаний нет достаточно средств, чтобы купить «дочку» ЮКОСа. Напомним, что Минюст назначил компании независимого оценщика, банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, поэтому эксперты полагают, что стоимость «Юганскнефтегаза» может составить около 10–15 млрд. долл. Однако налоговые претензии к «дочке» ЮКОСа могут существенно «скинуть» эту цену. Невольно снижают ее и представители самого ЮКОСа и его основного владельца Menatep Group, заявляя, что любой будущий покупатель «Юганскнефтегаза» в случае принудительной продажи столкнется с судебными исками. «Любой, кто заинтересован в участии в аукционе, в особенности по сниженным ценам, должен будет принять во внимание, что акционеры, и не только Menatep, не воспримут это как дружественный шаг», – предупреждает директор Menatep Тим Осборн. Все это вполне может привести к тому, что даже независимый оценщик назначит компании цену, которую вполне смогут заплатить «нужные» государству компании или их консорциум.
Учитывая, что «Юганскнефтегаз» – далеко не единственная «дочка» ЮКОСа, а также, что в неуплате крупных сумм налогов обвиняют и лично владельцев ЮКОСа, общая сумма задолженности теоретически может стремиться к размерам, сопоставимым с федеральным бюджетом, – в 2000 году доходы консолидированного бюджета России составили всего около 50 млрд. долл. Очевидная «нестыковка» налицо, поскольку доля ЮКОСа в ВВП России составляет всего около 5%.
Компания уже давно заявляла, что сумма выставленных ей налоговых претензий даже за один 2000 год превышает все разумные нормы. «В тот период, как и в последующие два года, ЮКОС являлся третьим по объемам платежей налогоплательщиком в России после «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» с незначительным отрывом от последнего (в период 2000–2003 годов ЮКОС при меньшей на 26% выручке выплатил налогов в абсолютном выражении меньше лишь на 8%), – сообщается в заявлении ЮКОСа. – По сумме налогов, выплачиваемых в расчете на тонну добываемой нефти, ЮКОС делит первое место с компанией «ЛУКОЙЛ», а по соотношению налогов к выручке (30–32%) ЮКОС всегда находился на уровне не ниже среднеотраслевых показателей». Компания сделала вывод, что после судебного решения ее налог на прибыль за 2000 год составит 59% выручки от реализации или 107% подтвержденной международным аудитом прибыли – то есть в два раза превысит среднеотраслевые показатели.
Это еще раз говорит о том, что налоговые разбирательства по «делу ЮКОСа» являются всего лишь «показательным» процессом. Если бы государство действительно ставило цель разобраться со схемами оптимизации налогов, все остальные нефтяные компании, в том числе и «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», также попали бы в поле зрения налоговых органов, а бюджет России мог бы ощутимо вырасти. Кстати, налоговая служба в таком случае косвенно подтвердила бы неспособность Минфина объективно сверстать бюджет. Из года в год он планируется, исполняется и даже перевыполняется, а потом оказывается, что налоговые поступления от нефтяных компаний должны были быть выше в два раза.