Алексей Кудрин вступил в открытую полемику с премьер-министром.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Скрытая неприязнь главы правительства Михаила Фрадкова к министру экономического развития Герману Грефу на вчерашнем заседании вылилась в скандал. Подготовленный МЭРТом прогноз социально-экономического развития страны в 2005 году и на период до 2007 года в очередной раз отправлен на доработку – правда, на этот раз это называется «уточнением». Кроме того, премьер в своей иносказательной манере сделал Германа Грефа фактически ответственным за удвоение ВВП.
Не секрет, что с момента своего назначения Михаил Фрадков последовательно уличал в некачественной работе неугодного министра, которому в силу широкой сферы деятельности МЭРТа приходится выступать чуть ли не на каждом заседании правительства. Вместо того чтобы требовать от ведомства Грефа «анализирования, прогнозирования и экспертирования», как было заявлено раньше, премьер, очевидно, перекладывает на главу МЭРТа ответственность за весь экономический процесс в стране, в том числе и за удвоение ВВП. Известно, что конфронтация Фрадкова и Грефа началась давно, когда первый еще в качестве представителя России при Евросоюзе находился в подчинении у последнего. Сейчас же Греф, несмотря на все угрожающие выпады со стороны начальника, судя по всему, не чувствует себя в опасности. Он единственный из всех министров не боится выносить на общественное обсуждение исходящие от МЭРТа инициативы и, возможно, черпает уверенность из личных встреч с президентом, где сам докладывает о перспективах экономики.
Интересно, что представленный МЭРТом прогноз роста ВВП – 6,9% на 2004 год и 6,3% на 2005 – даже в самом правительстве признают вполне реальным. Однако у прогноза есть существенный недостаток: этого мало для удвоения ВВП. Видимо, предвидя подобные обвинения, во вчерашнем докладе Греф большое внимание уделил описанию факторов, которые влияют на рост экономики положительно, и факторов, влияющих отрицательно. По словам главы МЭРТа, нельзя исключать паузу роста промышленности в этом году, еще могут проявиться негативные последствия кризиса доверия к банкам, а также увеличиться рост оттока капитала. В среднесрочной перспективе сложившаяся структура производства не позволит ВВП расти более чем на 7,1% в год, а при неблагоприятных условиях темп роста упадет до 3,5–4%; к 2007 же году сырьевая экономика исчерпает свой ресурс. Нужны новые источники роста.
Все это произвело на премьера впечатление, однако не то, которого можно было бы ждать. «Можно сделать вывод, что отступать нам дальше некуда? – задал он вопрос Грефу и, видя колебания последнего, уточнил: – Да или нет?» Получив утвердительный ответ, премьер назвал недостатки нынешнего документа: «Доклад не структурирован», кроме того, МЭРТ должен был составить конкретную модель экономического развития и «вооружить правительство планом реализации этой модели». «Удвоения ВВП нет, но мы уже щупаем», – определил усилия МЭРТа премьер. На что Герман Греф возразил, что для выработки конкретных мер «нужно щупать каждого министра», потому что именно они должны для разработки среднесрочной программы экономического развития представить предложения по развитию своих отраслей. Однако Фрадков ждет именно от МЭРТа конкретных предложений, как можно стимулировать экономический рост. «Для вашего министерства открывается большой простор», – многозначительно заметил премьер. На деле это может означать, что, когда желанное удвоение не будет достигнуто, в этом обвинят Германа Грефа.
Неизвестно, на сколько еще хватит терпения у главы МЭРТа. Пока он не позволяет себе вступать в пререкания с премьером. В отличие, например, от министра финансов Алексея Кудрина, который на вчерашнем заседании в ответ на вопрос премьера, почему нельзя записать в прогноз 7,5-процентный рост ВВП, предложил последнему самому заняться реформами электроэнергетики, газовой отрасли и ЖКХ. Личную ответственность Фрадков на себя не взял, зато высказал в высшей степени оригинальную идею: «периодически менять членов правительства на должностях», одного на другого. В целях повышения комплексности работы, с энтузиазмом пояснил премьер изумленным подчиненным.