Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») одобрил концепцию корпоративного строительства и создания дочерних компаний. Стратегическая программа развития компании до 2010 года предусматривает инвестиции в 1,9 трлн. руб. Об этом сообщил вчера президент РЖД Геннадий Фадеев. «Уже через месяц программа будет представлена на заседании правительства, которое будет рассматривать итоги работы РЖД и дальнейшие пути реформирования железных дорог России», – добавил Геннадий Фадеев.
Сформированные на базе существующих подразделений дочерние предприятия железной дороги смогут «создать хорошую базу для дальнейшего наращивания перевозок», подчеркнул заместитель председателя правительства РФ, председатель совета директоров РЖД Александр Жуков. Они будут призваны, по словам вице-премьера, кардинально улучшать инфраструктуру железнодорожного транспорта, гарантировать зарождение конкурентной среды. «Там, где появляется бизнес, эффективность работы многократно возрастает, повышается качество услуг, а значит, и конкурентоспособность», – резюмировал Александр Жуков.
Концепция РЖД предусматривает три сценария развития экономики России. При наиболее оптимистичном из них общие объемы перевозок РЖД должны вырасти на 6%, а пассажирские – на 2%.
При этом Александр Жуков выступил против жесткого регулирования тарифов. Он считает, что «сегодня необходимо выходить за рамки существующей системы тарифообразования», и не приветствует перекрестное субсидирование, когда убытки от одних видов деятельности РЖД компенсируются высокими тарифами в других.
Отказ от государственного регулирования тарифов коснется прежде всего железнодорожных перевозок грузов. По мнению Геннадия Фадеева, вступление России во Всемирную торговую организацию заставит пересмотреть тарифную политику. «Это потребует естественной переработки и создания единого с Европой прейскуранта. Если сегодня перейти на единый тариф, то тариф на внутрироссийские перевозки надо было бы поднять на 15%. Вообще в конкурентных секторах грузовых перевозок правительству надо смелее идти на дерегулирование тарифов», – убежден он.
В первом квартале текущего года доходы РЖД выросли на 3,9% до 155,6 млрд. руб. Несмотря на 20-миллиардный оборот в рублях, Геннадию Фадееву пока приходится отказаться от идеи создания железнодорожного банка. Напомним, некоторое время назад он высказывал мысль, что такая крупная отрасль, как железнодорожные перевозки, должна иметь свой банк для финансирования и кредитования различных проектов. Однако эту идею, очевидно, не поддержали, и президенту РЖД пока придется довольствоваться вверенным ему ведомством.