По железной дороге в России перевозят все – от нефти до компьютеров.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
«Существует четыре вида перевозки грузов: автомобильным транспортом, авиационным, железнодорожным и морским. Самый дешевый способ транспортировки и самый удобный в плане возможности доставки груза «от двери до двери» – это автомобильный. Но в то же время он и самый опасный в плане сохранности груза: повреждение груза во время перевозки в результате ДТП, грабеж – достаточно часто случаются при автомобильных перевозках грузов. Поэтому и ставки-премии при страховании автомобильных перевозок самые высокие. Больше половины страхуемых нашей компанией грузов перевозится автомобильным транспортом», – рассказывает старший специалист Управления страхования судов и грузов «Ренессанс Страхование» Нелли Горягина. По ее словам, самым безопасным с точки зрения транспортировки грузов считается авиатранспорт, поэтому ставки премии здесь самые низкие: «Достаточно сложно представить, что можно «тормознуть» самолет и, выбросив из него пилота, угнать вместе с грузом».
Если говорить о наиболее страхуемых грузах, а не видах перевозки, то, по статистике страховой компании «ПАРИ», «тройка лидеров» здесь выглядит так: компьютеры и компьютерные комплектующие, бытовая техника и электрооборудование. Как говорит заместитель генерального директора «ПАРИ» Ирина Чумак, за страховыми услугами чаще всего обращаются компании, работающие по международным стандартам, а также фирмы, у которых уже были крупные убытки, связанные с повреждением или гибелью груза. Впрочем, в последнее время за страхованием все больше обращаются компании, которые сами еще не обожглись на грузоперевозках, но слышали о подобных печальных случаях от своих коллег или партнеров по бизнесу. «К сожалению, статистика страховых случаев звучит не в пользу предпринимателей, да и не в пользу страховщиков. Количество страховых случаев, происходящих с грузами во время транспортировки, происходят все чаще. Связано это как с увеличением количества перевозок, транспорта в целом, так и со все чаще случающимися стихийными бедствиями. Наибольший же ущерб приходится на кражу и недостачу груза», – говорит Ирина Чумак. По данным компании «ПАРИ», страховые случаи чаще всего происходят со следующими видами грузов: мобильные средства связи, компьютеры и компьютерные комплектующие, электрооборудование, мебель, отделочные материалы и бытовая техника.
«Что касается периодичности наступления страховых случаев именно с грузами, то в среднем мы получаем ежемесячно 12–15 заявок о страховом событии. Кстати, все по той же статистике, если груз не застрахован, только в 5% случаев удается компенсировать убытки при его пропаже или повреждении», – рассказала Ирина Чумак.
Заместитель начальника Управления страхования грузов компании «Энергогарант» Людмила Андронова выделяет три категории грузов, относящихся к наиболее «рисковым». Во-первых, это грузы, которые обладают небольшим весом и габаритами, то есть похищение которых не сопряжено с привлечением погрузочных машин. Во-вторых, это грузы, реализация которых возможна в максимально короткие сроки, причем обладающие достаточно большим сроком годности (например, водка, сигареты, компакт-диски, кондитерские изделия). Ну, а в-третьих, в силу низкого качества российских автодорог в категорию повышенного риска попадают скоропортящиеся грузы, перевозимые на значительные расстояния. По словам Людмилы Андроновой, наиболее «популярным» риском, востребованным абсолютным большинством владельцев грузов, является риск кражи. Как правило, недооценивается риск потери товарного вида груза, тогда как на Западе данный риск часто входит в стандартный пакет. «Также недостаточно уделяют внимание риску «бой», так как распространено мнение, что товар, упакованный в заводских условиях, надежно защищен от повреждений в результате тряски и погрузки-разгрузки. Однако, как показывает практика, грузы, упакованные за рубежом, не рассчитаны на транспортировку по российским дорогам, в результате чего грузополучатель часто получает товар поврежденным. Российская специфика грузоперевозок заключается в том, что в большинстве случаев перевозчики не страхуют свою ответственность за груз. Кроме того, низкое качество автомобильных дорог, слабая их освещенность, отсутствие оборудованных и охраняемых стоянок, высокая криминогенность – все это обуславливает повышенный риск грузоперевозок», – говорит Людмила Андронова.
Вообще для каждого вида транспорта существуют свои стимулы к страхованию груза. «Например, стоимость судовой партии груза может достигать столь значительных сумм, что даже при невысоком риске утраты этого груза разумнее будет застраховать такую перевозку. Кроме того, при морской перевозке возможно наступление таких страховых случаев, как общая авария или расходы по спасанию, когда выданные страховщиком гарантии позволяют оперативно освободить груз от ареста, наложенного в обеспечение участия грузовладельца в понесенных судовладельцем или спасателями расходах», – рассказал начальник Управления страхования морских рисков компании «Прогресс-Гарант» Артем Ушаков. По его словам, таким образом, распределение перевозок по видам транспорта во многом зависит от того, на какие группы клиентов ориентируется компания. У кого-то это крупные импортеры, доставляющие судовые партии грузов морским транспортом, у кого-то это компании, дистрибуция которых построена на автоперевозках из-за рубежа и по России.
Вид транспорта и вид груза также являются определяющими для формирования премиальных ставок. Кроме того, здесь имеют значение маршрут, по которому транспортируется груз, и условия страхования (все риски, риски частной аварии, риски крушения). «Немаловажную роль при определении условий страхования играет и специфика самого груза – некоторые из них принимаются на страхование только на ограниченных условиях или с франшизой. Если у клиента большой объем перевозок или перевозка грузов осуществляется под вооруженной охраной, ставка премии существенно уменьшается. И, наоборот, если клиент хочет включить в страховое покрытие какие-нибудь дополнительные риски (риск поломки рефрижератора, например) или в процессе перевозки груза планируется дополнительная перегрузка на другое транспортное средство, то ставка премии увеличивается», – рассказывает Нелли Горягина. По словам Людмилы Андроновой, повышению тарифа также способствуют заведомо рисковая перевозка (например, доставка груза в зоны непрекратившегося стихийного бедствия, горячие точки и т.п.) и отсутствие сопровождения или охраны груза в тех случаях, когда имеется определенная опасность перевозки.
Как говорит заместитель начальника отдела прямых операций Управления страхования грузов компании «Ингосстрах» Игорь Суриков, из года в год сбор премии по страхованию растет. Все больше грузовладельцев не хотят рисковать и предпочитают страховать перевозимые грузы. Двадцатка лидеров в области страхования грузов собирает порядка 6 млрд. руб. премии в год. По словам Игоря Сурикова, с течением времени тарифная политика страховых компаний стала более взвешенной. «Несколько лет назад многие страховщики в борьбе за клиента снижали ставки ниже разумных и экономически обоснованных пределов. В настоящее время, имея стабильный портфель по страхованию грузов, серьезные страховые компании не дают ставки, близкие к нулю, лишь бы заполучить клиента», – сказал он.