Герман Греф, в отличие от Уго Чавеса, считает, что цена нефти в среднем за год составит около 30 долларов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Цены на нефть достигли очередного рекорда, и это уже никого не удивляет. Специалисты невозмутимо констатируют, что нынешнее 45 долларов за баррель самая высокая цена за 21 год торгов. А некоторые из экспертов не исключают того, что цена барреля нефти может достигнуть астрономических 100 долларов. В частности, такое мнение недавно выразили эксперты Deutsche Bank’a. В их прогнозе под названием «Лицом к лицу с ужасом» отмечается, что «цены на нефть могут дойти до 100 долларов, если какой-нибудь инцидент, катастрофа или саботаж приведут к сокращению поставок». Президент Венесуэлы Уго Чавес также заявил на днях, что цена в 100 долларов за баррель вполне реальна. При этом следует ожидать подорожания других товаров и услуг. Так представители ряда крупных авиакомпаний уже заявили о возможном росте цен на авиабилеты.
Причины очередного скачка цен на нефть не отличаются оригинальностью. Аналитики говорят о повышенном спросе на черное золото в США и Китае, о возможности прекращения поставок ЮКОСом, а также о прекращении добычи нефти на юге Ирака: около недели назад Багдад полностью прекратил экспорт нефти через терминал турецкого порта Джейхан из-за подрыва соединенного с ним нефтепровода на севере Ирака. Кроме того, в начале этой недели выяснилось, что средняя за месяц цена нефти на мировом рынке, выраженная через «корзину» ОПЕК, составила по итогам июля 36,29 долл./барр., что составляет рекорд за последние 20 лет. За месяц этот показатель вырос на 1,68 долл., или на 4,9%. Таким образом, в годовом исчислении рост показателя составил 32,3%.
По мнению нефтяных аналитиков, рост цен продолжится до конца лета, а его остановка возможна только в конце сентября.
Замминистра энергетики и горнорудной промышленности Венесуэлы Луис Виерма настроен более пессимистично и считает, что до конца 2004 года цена на нефть сохранится на уровне 40 долл./барр. Это объясняется, по его мнению, тем, что в зимний период спрос на нефтепродукты со стороны недобывающих стран будет только расти.
Политика ОПЕК в отношении цен на нефть по-прежнему неустойчива и малоэффективна. 1 июля квота добычи нефти 10 стран, входящих в картель, была повышена до 25,5 млн. барр./день, а с 1 августа – до 26 млн. Однако это, как видно, нисколько не помогло, лишний раз доказав, что от шагов ОПЕК мало что зависит, а между ценами и уровнем производства нефти нет прямой зависимости. Впрочем, видимо, президент организации Пурномо Юсгианторо не теряет надежды повлиять на рост цен – на днях он сообщил, что в сентябре картель может принять решение об увеличении поставок нефти еще на 1,5 млн. барр./день.
Удивительно, что в сложившейся ситуации, когда цены на нефть растут, как на дрожжах, российский кабинет министров прогнозирует их снижение. На прошлой неделе правительство приняло за основу прогноз Минэкономразвития, по которому средняя цена черного золота в 2004 году составит 30,4 долл. за баррель, а во второй половине года вероятно снижение цен до 29 долл. Аналитики отчасти оправдывают консерватизм правительства, говоря о том, что рассчитывать на то, что цены останутся стабильно высокими, было бы не оправданно. Однако никто сегодня ни в России, ни в мире не верит, что цены могут упасть.
По прогнозу аналитика компании «Уралсиб» Льва Сныкова, средняя стоимость нефти сорта Urals по итогам 2004 года окажется в диапазоне 32–34 долл. за баррель. Правительственные прогнозы аналитик оценивает как «чуть-чуть консервативные», однако вполне адекватные. «На таком высоком уровне цены никогда долго не держатся, – говорит Лев Сныков, – однако упасть они смогут, только если произойдет ряд событий». В их число входит, во-первых, разрешение ситуации по ЮКОСу, причем без угрозы приостановки добычи нефти. Во-вторых, многое зависит от того, сможет ли ОПЕК, и так работающая близко к уровню загрузки мощностей, реально увеличить добычу и поставки.
«Осторожность правительства вполне оправданна», – сказал «НГ» главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Цены на нефть никто не умеет предсказывать, и строить бюджет на более реальных прогнозах, например, в 35 долл. за баррель, довольно рискованно, потому что в случае падения цен бюджет будет не исполнен. Кроме того, добавляет экономист, у правительства все равно нет особых идей, куда можно было бы эффективно расходовать эти деньги. Пока на нефтяных деньгах пухнет стабилизационный фонд – по итогам первого полугодия его объем составил 8 с лишним млрд. долл. Последняя прибавка к пенсиям составила в среднем 130 руб.