«Не слишком ли мы осторожничаем?» – размышляет Александр Жуков.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
На вчерашнем заседании правительства административная реформа неожиданно подверглась критике. Губернатор Липецкой области Олег Королев попросил вице-премьера Александра Жукова, в отсутствие Михаила Фрадкова проводившего заседание, и все правительство обратить внимание на то, что после почти полной ликвидации замминистров работа министерств с регионами ухудшилась, а кое-где и вовсе остановилась. Александр Жуков возразил на это, что все функции заместителей министров в нынешней структуре правительства выполняют начальники департаментов, так что никаких серьезных изменений не произошло. Однако министр экономического развития и торговли Герман Греф честно признался журналистам после заседания, что «пока замещения замминистров на начальников департаментов не произошло». Конечно, это дело времени, но пока работать тяжело, посетовал глава МЭРТа.
Вчера же кабинет министров рассмотрел представленные МЭРТом итоги социально-экономического развития России за первое полугодие 2004 года. На основе этого документа, по словам Германа Грефа, будет уточнен прогноз социально-экономического развития, который депутаты получат в одном пакете с проектом бюджета на 2005 год. В целом итоги первого полугодия оказались достаточно удовлетворительными, чтобы, как утверждает Александр Жуков, доказать правильность направления, в котором движется правительство. ВВП и промышленное производство за первые шесть месяцев этого года прибавили по 7,4%, а инвестиции в основной капитал – 12,6%. Правда, не секрет, что значительную часть роста ВВП обеспечил экспорт сырья, поскольку цена на нефть по сравнению с первым полугодием 2003 года выросла более чем на 15%, а на цветные металлы – более чем на 60%. Зато МЭРТ с удовлетворением отмечает сдвиг в сторону обрабатывающих отраслей. Лидером тут стало машиностроение и металлообработка, прибавившие 15%. Инвестирует больше всех традиционно ТЭК, однако тут наметилась дифференциация: так, в этом году вдвое выросли вложения в связь.
Однако при всех плюсах первого полугодия известно, что в Белом доме были не совсем довольны представленными ведомством Грефа расчетами. В основном претензии сводились к тому, что МЭРТ заложил в прогноз слишком уж низкую цену на нефть. По словам Грефа, министерство при подсчетах исходило из того, что в первом полугодии средняя цена составила 30,8 доллара за баррель, во втором она может опуститься до 29 долларов, а среднегодовая цена окажется в районе 30,4 доллара за баррель. Исходя из этих цифр МЭРТ дает свой прогноз роста ВВП по итогам 2004 года – 6,7%, а при более благоприятном раскладе, не исключено, можно будет достичь и 7–7,1%. Естественно, в правительстве велико было желание пересмотреть прогноз – раз цены уже гораздо выше. «Не слишком ли мы осторожничаем?» – задал Александр Жуков вопрос Грефу после доклада. Однако глава МЭРТа был тверд. «Риски снижения цены на нефть присутствуют, не учитывать их нельзя, – утверждает Греф, – мы исходим из среднеконсервативного прогноза». Глава МЭРТа также предостерег кабинет министров, что лучше рассчитывать на невысокие цены, чем потом урезать бюджетные расходы.
Что должно заставить правительство призадуматься – так это существенный рост импорта, который опережает рост экспорта. Именно импорт сейчас покрывает две трети внутреннего спроса. Это происходит из-за низкой конкурентоспособности российских товаров, и тут, подчеркнул Греф, необходимо максимально снизить импортные пошлины на оборудование, чтобы ликвидировать технологическую отсталость наших предприятий. Что же касается структуры импорта, то из-за несовершенства таможенного учета проанализировать ее довольно сложно: так, Китай, судя по таможенным декларациям, поставляет в Россию в основном удочки и теннисные мячи.
Также министр экономического развития призвал правительство и ЦБ поторопиться с реформой банковского сектора, чтобы как можно скорее снять все негативные факторы. Иначе, предостерег Греф, это может серьезно сказаться на розничной торговле и строительстве. Пока же в стране наблюдается чистый отток капитала; его размер, по прогнозу ЦБ, в 2004 году может составить более 6 млрд. долларов, по прогнозу МЭРТа – более 8 млрд. Импортером капитала Россия, по словам Грефа, может стать не ранее 2006–2007 года.