Для цен на черное золото не осталось никаких преград. Вчера нефть сорта brent достигла максимальной стоимости за последние 14 лет – 40,18 долл. за баррель. А нефть сорта Light Sweet установила абсолютный рекорд, подорожав до 44,24 долл. Ситуация усугубляется заявлением президента ОПЕК Пурномо Юсгианторо: вчера он признал, что картель не в силах повлиять на цены.
Еще в начале 2004 года российское правительство скромно рассчитывало на то, что черное золото будет стоить хотя бы 22–24 долл. за баррель. Таким образом, самые смелые прогнозы российских чиновников оказались превышены почти вдвое. Однако, по мнению экспертов, столь сильное подорожание таит в себе существенные минусы для отечественной экономики.
«В краткосрочном плане такое повышение цен хорошо, но в средне- и долгосрочном плане ничего хорошего оно не несет», – прокомментировал «НГ» ситуацию руководитель департамента доверительного управления ИК «ФИНАМ» Дмитрий Серебренников. Все дело в том, что при таких огромных доходах от нефтяного экспорта другим отраслям просто не за чем развиваться.
«Нефтяная отрасль – это фактически станок для печатания денег», – сказал «НГ» главный экономист «Тройки Диалога» Евгений Гавриленков. Каждый раз, когда цены на нефть находятся на высоком уровне и деньги в стране дешевеют, обостряются экономические противоречия. «Всех сегодняшних проблем, например с «делом ЮКОСа», можно было бы избежать, будь цена на нефть в районе 15 долларов за баррель», – считает он.
Действительно, если на мировых рынках готовы платить баснословные деньги за сырье, то зачем развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью? В этом случае дифференцировать российскую экономику так и не удастся.
По мнению старшего экономиста ФК «Никойл» Владимира Тихомирова, пока позитив от высоких цен на нефть перевешивает негатив. Большой приток денег в бюджет позволяет российскому правительству создать «подушку» в виде стабилизационного фонда, а бюджету выполнять дополнительные обязательства. Однако при этом становятся менее заметными структурные проблемы экономики. «В сфере производства с большой добавленной стоимостью, например в тяжелом машиностроении, значительная часть предприятий по-прежнему принадлежит государству. В условиях высокопрофицитного бюджета правительство вполне способно обеспечивать их госзаказом, а также субсидировать целые сектора, такие, как сельское хозяйство или оборонка. Это позволяет компаниям работать, не заботясь о модернизации и не думая о конкурентах», – предостерегает Тихомиров.
Парадокс в том, что и низкие цены на энергоносители не подтолкнут российскую экономику к перестройке. «Для структурных изменений нужны долгосрочные государственные проекты. Они потребуют больших денег, которые при низких ценах на нефть неоткуда будет взять», – рассуждает Тихомиров. По его мнению, вполне возможно, что российское правительство, учитывая это, и создает финансовую «подушку». «Она может быть готова уже к началу 2005 года, и тогда встанет вопрос, что делать с дополнительными доходами бюджета. Вот в этот момент правительство сможет взяться за крупные инфраструктурные проекты», – надеется эксперт. «Нужно не пугаться перераспределять доходы, а придерживаться курса на сосуществование различных секторов экономики», – считает Евгений Гавриленков. В качестве примера экономист «Тройки Диалога» приводит США, которые не добывают нефть, понимая, что это тупиковый путь, а стараются развивать другие отрасли с помощью либеральных экономических правил. При этом надо помнить, что нефтяные аналитики уже опасаются резкого падения цен на черное золото. «Как только чрезмерно высокие цены начнут сказываться на экономике США и Китая, произойдет перелом ситуации, причем он не будет плавным», – предупреждает Серебренников из «ФИНАМА».