Пока на Ближнем Востоке не будет стабильности, нефть дешеветь не станет.
Фото Reuters
На прошлой неделе цены на нефть били рекорд за рекордом. В среду цены подскочили из-за объявления ЮКОСом о возможной остановке добычи нефти. Но потом рынок обнадежили представители российского Минюста, сообщив, что нефть ЮКОСу добывать не запретят. Это позволило биржевым ценам на нефть немного откатиться назад. Но уже в пятницу произошел новый скачок.
По итогам торгов на Нью-Йоркской товарной бирже баррель сырой нефти Sweet Light с поставками в сентябре подорожал на 1,05 долл. (на 2,5%) до 43,80 долл. Фьючерсы на нефть марки Brent на сентябрь на Международной нефтяной бирже (IPE, Лондон) достигли 39,61 долл. за баррель. Российская нефть марки Urals выросла почти до 38 долл., а Siberian Light и вовсе перевалила за 39 долл. В течение всего горячего дня нефть достигала почти 44 долл. за баррель, а это абсолютный рекорд. Получилось, что за месяц черное золото подорожало на 18%, а за год ≈ на 43%.
Аналитики убеждены, что таким образом рынок в пятницу отреагировал на теракты в Ташкенте. Рынок по-прежнему обеспокоен нестабильностью на Ближнем Востоке, неспособностью Ирака наладить масштабный экспорт и запутанностью «дела ЮКОСа». Это дает возможность спекулянтам взвинчивать цены. Есть и более фундаментальные причины для скачков цен. Прежде всего это невозможность увеличения добычи нефти странами-экспортерами, включая Россию, в то время как спрос на нефть только растет. Именно по этой причине эксперты говорят, что в ближайшие годы цены на нефть снижаться не будут.
Россия же на фоне мировых рекордов установила свой ≈ фискальный. Со вчерашнего дня увеличились на 28,3 долл. экспортные пошлины на сырую нефть. С 1 августа ее ставка за каждую тонну составляет 69,9 долл. вместо 41,6 долл., державшихся последние два месяца. Вывозная пошлина на нефтепродукты теперь 45 долл. за тонну вместо 37,5 долл. Это самое большое повышение экспортных пошлин за последний год. «Динамика пошлины на нефтепродукты будет следовать динамике пошлин на нефть», – обещает глава Минэкономразвития Герман Греф. Он считает при этом необходимым сохранять динамику внутренних цен на нефтепродукты.
Мартовский скачок мировых цен на нефть заставил Минэкономразвития и Минфин усилить налогообложение нефтяного сектора. Это дало возможность бюджету рассчитывать на более чем 3 млрд. в год при условии, что российская нефть будет продаваться от 30 долл. за баррель. Были также внесены и приняты поправки в таможенное и налоговое законодательство, которые и вступят в силу с 1 августа. Нефтяным экспортерам пришлось работать в диапазоне 65% (вместо бывших 35%) от разницы между фактической ценой нефти и 25-долларовой, поскольку в новую шкалу введены интервалы от 15 долл. до 20 долл., от 20 долл. до 25 долл. и свыше 25 долл. за баррель. Нынешняя ставка рассчитывалась на основе средней мировой цены на нефть марки Urals за последние два месяца, которая в это время менялась в интервале от 30 долл. до 40 долл.
Минэкономразвития решило также разработать новый механизм установления пошлины на нефтепродукты. По словам Германа Грефа, он должен учитывать «правила игры на длительную перспективу». Это, по мнению министра, позволит нефтяным компаниям активнее инвестировать в производство, что, в свою очередь, даст надежду на то, что они смогут лучше удовлетворить спрос на сырье и продукты переработки. Правда, пока решение еще не принято, и когда оно будет принято – неизвестно.