После того как мировые цены на нефть из-за угроз ЮКОСа остановить нефтедобычу в среду достигли максимумов за последние 14 лет, российские власти вчера объявили, что не планируют останавливать производство компании. Цены в Лондоне тут же поползли вниз – на три часа дня снижение составило около 0,6%. Тем не менее это не снизило озабоченности мирового сообщества действиями российских властей в отношении ЮКОСа, который обеспечивает около 2% мирового экспорта нефти. Вчера президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо выразил обеспокоенность ситуацией вокруг ЮКОСа. Он отметил, что возможная остановка добычи нефти компанией сведет на нет усилия ОПЕК по увеличению поставок нефти. По его мнению, дело ЮКОСа оказывает сильное давление на рынок и ведет к росту цен. Министр нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес, в свою очередь, заявил, что потеря тех объемов, которые добывает ЮКОС, существенно осложнит вопрос с поставками нефти на мировой рынок.
Западные аналитики отмечают, что если ЮКОС остановит добычу, то цены на нефть могут взлететь до 50–55 долл. за баррель. Американские, британские и европейские чиновники уже предупреждали российские власти, чтобы они были осторожнее с ЮКОСом, учитывая, что компания обеспечивает около 2% мирового экспорта нефти. Что скажут российским руководителям в случае, если нефть действительно станет черным золотом, догадаться несложно.
Аналитики в России пока не так пессимистично смотрят в будущее. Большинство уверены, что нынешний рост цен носит исключительно спекулятивный характер. По мнению аналитика «НИКойла» Льва Сныкова, уже в ближайшие дни можно ожидать существенного снижения цен, а ситуация с ЮКОСом не сильно повлияет на мировой рынок нефти. По словам аналитика «Атона» Дмитрия Лукашова, заявления ЮКОСа об остановке добыче больше рассчитаны на привлечение внимания к компании (и это ей удалось), чем отражают реальные намерения менеджмента.
Между тем вчера представители Минюста опровергли информацию, что они фактически запретили ЮКОСу добывать нефть. Начальник Департамента судебных приставов Минюста РФ Андрей Беляков заявил, что «все утверждения о том, что приставы своими действиями запрещают компаниям, входящим в ЮКОС, добывать нефть, перерабатывать ее и продавать, не соответствуют действительности и являются обычной спекуляцией». «Речь в данном случае идет только об обеспечительной мере, направленной на пресечение возможных сделок с недвижимым имуществом должника». По его словам, приставы вручили требование о запрете регистрировать возможные сделки с недвижимым имуществом дочерних компаний ЮКОСа («Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Томскнефть») местным органам власти, осуществляющим регистрацию прав на недвижимость. «Это обеспечительная мера, направленная на пресечение возможных попыток должника реализовать недвижимое имущество, но она никак не влияет на добычу, переработку, поставку и продажу нефти и не влияет на работу нефтедобывающих производственных комплексов», – сказал Андрей Беляков.
После этого заявления взлетели котировки на акции ЮКОСа на российских и зарубежных биржах. На три часа дня акции ЮКОСа на ММВБ выросли на 24%, в РТС – на 22%. Стоимость ADR ЮКОСа на Франкфуртской фондовой бирже по состоянию на три часа дня выросла на 22%, на Лондонской фондовой бирже бумаги ЮКОСа поднялись на 24%. Поднялись в цене и акции других российских компаний. Индекс РТС отошел от опасной черты в 500 пунктов – к середине дня он вырос до 531 пункта. Однако аналитики все равно продолжают говорить, что дальнейшая судьба компании зависит от того, как власти будут продолжать разбираться с ЮКОСом. Если все пойдет в прежнем русле, то акции вновь начнут падать. То же касается и цен на нефть на мировом рынке – если неопределенность вокруг ЮКОСа сохранится, то это будет способствовать повышению цен.