Главе ВР лорду Брауну не нужен ЮКОС – ему хватает того, что есть.
Фото Reuters
Руководство компаний «Альфа-групп» проявляет невиданную активность в общении с прессой. Интервью дают не только руководители «Альфа-банка», пострадавшего от банковского кризиса, но и глава группы Михаил Фридман. Так, в интервью американскому информагентству United Press International (UPI) он рассказал о своем отношении к «делу ЮКОСа», политике президента Путина. По странному совпадению лорд Джон Браун, глава британского партнера «Альфы» компании British Рetroleum, также дал интервью, но уже агентству Bloomberg, примерно на ту же тему – ЮКОС и бизнес в России. Оба «олигарха» заявили, что «дело ЮКОСа» – частный случай и их бизнесу ничего не угрожает.
«Мы обсуждали ситуацию с нашими партнерами из British Petroleum и решили избегать правовых проблем, касающихся ЮКОСа», – сообщил Михаил Фридман. «Я все же считаю, что «дело ЮКОСа» – особый случай, история, которая началась некоторое время назад, касающаяся в первую очередь того, как управлялась эта компания и что она делала со своими деньгами – не в рамках самой отрасли, а за ее пределами», – сказал лорд Браун. Оба они отказались от покупки активов ЮКОСа. «Мы намерены продолжать развитие нынешних активов и нефтяных резервов. Поэтому в настоящий момент нас больше интересуют наши внутренние дела и увеличение эффективности производства», – сказал Фридман. «Нам не нужно что-либо большее», – отмечает лорд Браун, добавив, что ВР вполне устраивает совместное с «Альфа-групп» предприятие ТНК-ВР.
Правда, Михаил Фридман все же признает, что банкротство ЮКОСа не принесет пользы. «Для нас очевидно, что в случае банкротства ЮКОСа судебные претензии как в России, так и за границей будут возникать и через много лет после гибели компании», – считает он.
В то же время, по мнению главы «Альфа-групп», в отношениях между властью и бизнесом есть напряженность, но и она связана с «делом ЮКОСа». В целом же государство не будет преследовать крупный бизнес. «Я не думаю, что государство собирается начать борьбу с крупным бизнесом или группой бизнесменов, называемых олигархами. Конечно, нынешняя напряженность связана с отдельной компанией (ЮКОСом) и государством. Но, когда этот конфликт будет урегулирован, мы надеемся, что напряженность в отношениях частного бизнеса с государством ослабнет». По мнению Михаила Фридмана, «у государства и бизнеса общие интересы». «По-моему, государство понимает, что для развития современной экономики и общества крупный бизнес необходим», – добавляет он.
Глава ВР также отметил, что проблем в России у его компании нет. «У ТНК-ВР все идет невероятно хорошо. Добыча растет, издержки под контролем, мы инвестируем в будущее. Мы очень хорошо двигаемся, компании удалось сделать то, что никто другой в России еще не делал – мы объединили управление двух разных компаний в одну хорошо работающую команду», – сказал господин Браун. Мало того, он заявил, что получил от российских властей некие гарантии бизнесу ВР.
Михаил Фридман достаточно осторожно оценил экономическую политику нынешнего президента и правительства. «Насколько я понимаю, Владимир Путин и его правительство пытаются диверсифицировать экономику. Я считаю это решение очевидным и правильным: без участия правительства в диверсификации экономики Россия в ближайшее время не удвоит ВВП. Конечно, это связано с трудными и болезненными решениями. За приближение к долгосрочным экономическим целям приходится платить краткосрочным социальным сопротивлением. Сопротивление вполне реально в условиях, когда цены на нефть высоки. Властям нелегко убедить граждан в необходимости реформ, когда кажется, что все идет хорошо. Однако через пять лет российская экономика столкнется с серьезными опасностями, если сегодня не будут проведены реформы по ее модернизации».
«В России всегда существовало недоверие государства к частному бизнесу. Частный бизнес традиционно не доверяет государству. Это продолжается, и необходимо время, чтобы притереться друг к другу. Но государство должно сделать первый шаг», – уверен Михаил Фридман.