В этом году государство получит от использования недр свыше триллиона рублей. Об этом вчера сообщил глава Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских. Он пояснил, что до сих пор эта статья дохода является основным источником пополнения средств бюджета. «В 2004 году использование недр принесет государству более одного триллиона рублей. Иными словами, за счет минерально-сырьевого комплекса формируется почти 50% российского бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта», – заявил Анатолий Ледовских. И это при том, что, по данным агентства, «существенной проблемой является то, что от 25 до 60% распределенных запасов ключевых полезных ископаемых в России не осваивается». «Мы намерены проверить все крупные и средние месторождения, которые находятся в «замороженном» состоянии», – пригрозил Анатолий Ледовских.
Проверка коснется прежде всего частных компаний, но, как показывает практика, МПР не спешит отзывать лицензии. Даже те, которые были выданы в последний день пребывания на должности главы Минприроды Артюхова и которые новый министр Юрий Трутнев грозился отозвать в первую очередь. Но на всякий случай МПР продолжает держать всех в напряжении. «Замораживание разведанных за государственный счет запасов – это элементарное «закапывание денег в землю», – негодует глава агентства по недропользованию и говорит о необходимости «многократно повысить меры финансового воздействия на нарушителей».
В докладе Анатолия Ледовских была вновь отмечена необходимость интенсификации геологоразведки. При этом он подчеркнул, что в перспективе государство вообще может отдать эту сферу на откуп частному бизнесу. «Мы будем стремиться привлекать бизнес и в поисковые работы, а в долгосрочной перспективе – ориентироваться на полный уход государства из сферы геологоразведки», – сказал глава агентства по недропользованию. Правда, он отмечает, что программы геологоразведочных работ, которые будут реализовываться за счет средств федерального бюджета, принесут государству «ощутимые дивиденды – их рентабельность составит не менее 300–500%». Зачем при такой рентабельности государству полностью уходить из геологоразведки – непонятно.
Между тем частный бизнес при нынешнем законодательстве вряд ли будет так уж сильно наращивать инвестиции в разведку. Пока у компаний нет никаких гарантий, что государство не отберет у них разведанные месторождения. Возможно, ситуация изменится с принятием нового закона «О недрах», который Минприроды разрабатывает при участии представителей частного бизнеса. Однако сказать хотя бы примерно, когда новый закон появится, сегодня очень сложно.
Еще один интересный момент в докладе – это необходимость согласовывать планы геологоразведочных работ и планы компаний по вводу месторождений с планами строительства «Транснефтью» трубопроводов. Иными словами, получается такая картина. Компания может разведать отличное месторождение, вложить в него средства, но разрабатывать она его не сможет, потому что «Транснефть» не планирует строить в этой местности трубопровод, а самостоятельно его построить нельзя – премьер-министр Михаил Фрадков неоднократно заявлял, что частных трубопроводов в России не будет. Так что государство фактически ставит все частные компании в зависимость от «доброй воли» главы «Траснефти» Семена Вайнштока.