Круг покупателей главного нефтедобывающего актива ЮКОСа – компании «Юганскнефтегаз» – фактически определен. Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что крупнейшие госкомпании не рассматривают вопрос покупки активов ЮКОСа. «В повестки дня крупнейших компаний этот вопрос не внесен», – сообщил министр. Тем самым он еще раз подтвердил заявления представителей «Газпрома» и «Роснефти», что эти компании не претендуют на «Юганскнефтегаз».
По мнению российских и иностранных аналитиков, самым реальным претендентом на активы ЮКОСа является «Сургутнефтегаз». «Очевидным кандидатом является «Сургутнефтегаз», который находится в частных руках, но политически лоялен. Он работает в том же географическом регионе, что и «Юганскнефтегаз», имеет более 6 миллиардов долларов наличности и не имеет долгов. Кроме того, продажа ЮКОСа частной компании развеет страхи, что Кремль стремится к новой национализации», – говорится в редакционном комментарии британской газеты Financial Times.
В России также уверены, что если активы ЮКОса пойдут с молотка, то их купит «Сургутнефтегаз». Компания в отличие от «Газпрома» и «Роснефти» никак не комментирует слухи о том, что она купит «Юганскнефтегаз», а молчание в такой ситуации само по себе красноречиво, отмечает аналитик банка «Зенит» Сергей Суверов. По его мнению, публичный отказ госкомпаний от активов ЮКОСа говорит о том, что они опасаются, что акционеры ЮКОСа будут отстаивать свое имущество в судебном порядке, и не только в российских судах. Пятнать свою репутацию они не хотят.
Руководство ЮКОСа, кстати, вчера официально предупредило потенциальных покупателей своих добывающих дочек, что «быстрая продажа ОАО «Юганскнефтегаз» по существенно заниженной цене будет расценена инвесторами и акционерами НК ЮКОС как попытка инициирования преднамеренного банкротства. В последнем случае НК ЮКОС будет рассматривать действия покупателя этого актива как способствующие преднамеренному банкротству».
Вчера же появились сообщения, что ЮКОС предпринимает попытки защитить свою собственность путем кредитования дочерних организаций. Напомним, что на сегодня одним из крупнейших кредиторов ЮКОСа является основной акционер компании группа МЕНАТЕП, которая выдала кредит ЮКОСу на 1,6 млрд. долл. Во вторник стало известно, что ЮКОС в лице люксембургской компании YUKOS Capital S.a.r.l. выдал кредит «Самаранефтегазу» на сумму в 1,7 млрд. долл. Вчера же «Юганскнефтегаз» получил 10,5 млрд. руб. Аналитики говорят, что невысокий размер кредитов свидетельствует о том, что это просто перераспределение финансов внутри компании, чтобы обеспечить нормальное ее функционирование.
«Это можно, конечно, рассматривать как попытку защиты средств основных акционеров ЮКОСа. Но надо сказать, что кредиты не столь велики, чтобы можно было вывести какие-то значительные суммы из компании. На мой взгляд, это кредиты на операционные расходы, например, на оплату услуг «Транснефти», – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. «Во-первых, у ЮКОСа арестованы счета, и компания просто перераспределяет внутри своей структуры определенные суммы, чтобы финансировать текущие операции. Второй момент – это так называемый сценарий защиты, когда менеджмент хочет контролировать активы в случае банкротства и выдает кредиты связанным структурам. Но суммы не настолько значительны, чтобы сильно изменить структуру капитала и структуры кредиторов», – отмечает аналитик «НИКойла» Лев Сныков.
Финдиректор ЮКОСа Брюс Мизамор вчера также официально заявил, что использует внутригрупповые займы для финансирования производственной деятельности добывающих дочерних предприятий. Правда, если банкротство компании состоится или новые владельцы «Юганскнефтегаза» оспорят предоставленные кредиты, акционеры ЮКОСа спасут свои 400 млн. долл., выданные «дочкам». «В любом случае, даже если эти кредитные сделки будут оспорены, деньги необходимо будет вернуть кредиторам», – считает Дмитрий Мангилев. Так что кредиты очень правильные – и производству помогут, и властям меньше достанется.