Российский экспорт по-прежнему носит сырьевой характер, и это не нравится чиновникам. «Мы несколько лет пытаемся решить этот вопрос, но похвалиться пока нечем: объем экспорта растет, он составляет более 137 млрд. долл., но структура экспорта остается традиционно сырьевой», – отметил премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Кабинет министров предложил предоставить госгарантии экспортерам и банкам, их кредитующим, на 600 млн. долл., чтобы победить сырьевую зависимость. Кроме того, министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил за то, чтобы экспортные пошлины платили только экспортеры сырья.
Как объяснил Герман Греф, буквально два года, и российская экономика «максимально уйдет» от налогообложения экспортной продукции. Для этого правительство сведет перечень экспортных пошлин к узкой номенклатуре сырьевых товаров. Греф предложил продолжить практику прошлого года, когда экспортная пошлина была отменена на 70 товарных позиций.
«Если мы сможем создать комфортные, прозрачные механизмы предоставления господдержки, то в бюджете 2006 года можно будет говорить о значительно больших объемах средств на эти цели», – подчеркнул Греф. По его идее, нулевая ставка НДС и налогообложения авансовых платежей при экспортных контрактах – основной инструмент повышения устойчивости системы. Герман Греф призвал правительство к «существенной либерализации» законодательства в 2006 году.
Михаил Фрадков потребовал увеличить долю экспорта российских машин на 10%. Но Герман Греф с ним не согласился: «Это нереальная задача, потому что статья о государственных гарантиях в бюджете – это слабая мера». «Не следует оперировать цифрами, так как они относятся к конкретным предприятиям», – продолжил он спорить с премьером. За год эту задачу не решить, считает Греф, поскольку повышение доли машинно-технической продукции в экспорте всего на 2% в деньгах означает плюс 4,5 млрд. долл., а это «очень серьезный объем, и его надо произвести». И вообще, по мнению министра, «нет такого звена, за которое можно дернуть, и все зацветет».
«Можно и сорняк продать, но хочется, чтобы хотя бы огурец был, чтобы закусывать», – отшутился Фрадков. Министр финансов Алексей Кудрин поддержал коллегу. «Мы не сможем за год увеличить наш машинный экспорт до 10%, но за пять лет на 15% – это вполне реально», ≈ заметил он. Вице-премьер РФ Александр Жуков предложил ликвидировать экспортную пошлину на продукцию высокой степени переработки с параллельным возвратом НДС экспортерам: «Речь идет не просто о поддержке экспорта, а о том, чтобы не ставить наших экспортеров в неравное положение с их зарубежными конкурентами».
Поддержка экспорта – в целом правильная политика, считают аналитики. Главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что госгарантии экспортерам в 600 млн. долл. – «достаточно разумная цифра». Он убежден, что мощный пласт строительства, которое финансирует Россия в развивающихся странах, принесет стране немалые дивиденды.
Тем не менее некоторые аналитики предполагают, что увеличение налогообложения нефтяного сектора не слишком благоприятно отразится на экономике в целом. Населению страны грозит повышение цен на нефтепродукты, бензин и, как следствие, продукты, товары народного потребления, энергоносители. Российскому потребителю придется оплачивать в итоге значительную часть несырьевого экспорта.