В последнее время в Россию с визитами зачастили представители администрации США, и на этом фоне заметно активизировались американские нефтяные компании. В конце мая Москву посетил министр энергетики США Спенсер Абрахам, а еще месяц спустя в России побывал и замминистра торговли США Уильям Лэш. Компания ChevronTexaco объявила о своих намерениях инвестировать в Россию в ближайшее время до десяти миллиардов долларов. А Компания ExxonMobil начала активно прорабатывать вопрос инвестиций в нефтяные проекты в Тюменской области. Однако аналитики полагают, что это больше похоже на массированную разведку «местности» в связи с «делом ЮКОСа» и ожидать в ближайшее время миллиардных инвестиций из США не приходится.
Выступая 28 мая на брифинге в Москве, Спенсер Абрахам заявил о поддержке его ведомством участия американских компаний в российском топливно-энергетическом комплексе. «Наш приоритет – энергобезопасность, мы хотим поощрять частные компании США играть активную роль в России, – отметил американский министр. Абрахам встретился в Москве с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым, а также с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко. Как заявил Христенко, целью встречи было «продолжение энергодиалога с США. При этом наиболее приоритетными являются такие направления сотрудничества, как расширение рынков российских углеводородов, внедрение новых технологий, увеличение инвестиций».
В ходе визита в Россию министр энергетики США также повстречался с президентом «Транснефти» Семеном Вайнштоком. Абрахам сказал, что приветствует решения правительства РФ по увеличению поставок российской нефти на мировые рынки, и заявил о своей готовности оказать в этом отношении необходимую помощь, в частности в проработке технико-экономического обоснования северного проекта.
При этом американских чиновников внешне не слишком волнует «дело ЮКОСа». Эта ситуация, «очевидно, затрагивает энергетические возможности России по увеличению сектора природных ресурсов», но вряд ли «в целом это станет причиной для России не увеличивать поставки в будущем», – заявил Спенсер Абрахам. По неподтвержденной информации, в ходе переговоров с Михаилом Фрадковым и Виктором Христенко американский министр активно продвигал мысль о возможности в случае банкротства ЮКОСа выкупа ее американскими гигантами ExxonMobil и ChevronTexaco. В то же время представители администрации США пытались выяснить, за что ExxonMobil и ChevronTexaco лишили права на участие в проекте Сахалин-3.
«Российско-американский энергетический диалог длится уже не первый год, – прокомментировал ситуацию «НГ» аналитик ИК «Уралсиб» Алексей Козаков. – Поводами для оживления этого диалога служит то, что Россия проводит достаточно активную нефтяную политику и рассматривает возможности расширения экспорта на мировой рынок. Американцы же заинтересованы в том, чтобы Россия свои экспортные возможности не канализировала куда-то в сторону».
«Россия – это один из наиболее перспективных регионов в плане добычи нефти, – говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилёв. – Этим, пожалуй, и можно объяснить столь острый интерес зарубежных компаний к инвестированию в нашей стране. Интенсификация переговорных процессов связана в первую очередь с «делом ЮКОСа». Ранее компании искали возможности, «присматривались» к проектам в России. Теперь они вынуждены, считаясь с усилением государственной власти, в первую очередь опасаясь за судьбу своих будущих проектов, договариваться с правительством. Западные НК хотят получить определенные гарантии на случай, если начнут свой бизнес в РФ. Это и вынуждает их искать встречи с российским правительством».
«Последние посещения России высокопоставленными чиновниками США – это активные попытки разобраться: что же сейчас происходит в России, – сказал «НГ» аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Неоднократные неудачи в России ExxonMobil; угрозы отзыва в свое время лицензии у Shall; «дело ЮКОСа» и многое другое в значительной мере беспокоит иностранных инвесторов. В то же время энергодиалог с США пока еще не вышел за рамки политических дебатов. Никакие конкретные решения пока еще приняты не были. Сейчас российскому правительству нужно показать, что ничего не происходит (из-за «дела ЮКОСа» - «НГ»). Что интерес к инвестициям по-прежнему высок. Поэтому-то после встречи министров и делаются заявления о том, что различные компании готовы вложить миллиарды. Но при этом не указываются ни конкретные проекты, ни временные рамки. По моему мнению, Россия взяла курс на повышение роли государства в нефтегазовом секторе. Так как то, что происходит сейчас, усложняет приобретение западными инвесторами российских активов в сырьевом секторе».