Какой-то злой рок мешает крупным отечественным компаниям объединяться. ЮКОС с «Сибнефтью» пытались сделать это дважды, и оба раза неудачно. В прошлом году объявили о слиянии принадлежащие Кахе Бендукидзе «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и входящий в холдинг Владимира Потанина «Интеррос» концерн «Силовые машины». Но и это объединение, судя по всему, не состоится. Вчера против слияния выступили миноритарные акционеры «Силовых машин». Они не видят положительных сторон в альянсе с ОМЗ. По всей видимости, им гораздо интереснее намерение немецкого концерна «Сименс» приобрести 71% акций «Силовых машин». Но и эта сделка может провалиться из-за того, что часть производств «Силовых машин» работает на российский ВПК.
Между тем стоимость сделки с «Сименсом», по некоторым данным, может составить 245 млн. долл. Основным интересом немецкой компании скорее всего является участие в программе реконструкции 30 теплоэлектростанций, принадлежащих РАО «ЕЭС». В начале года «Силовые машины» выиграли тендер на проведение реконструкции Костромской ГРЭС, и тогда среди проигравших был и «Сименс». Видимо, остальные электростанции будут модернизироваться теми же «Силовыми машинами», поэтому единственным способом поучаствовать в реконструкции для «Сименса» остается участие в капитале «Силовых машин».
Помимо деловых дивидендов «Интеррос» от продажи контрольного пакета акций одного из своих подразделений иностранному гиганту может получить и политическую выгоду. Компания идет по дорожке, проторенной «Альфа-групп», которая продала свой нефтяной бизнес (ТНК) британской ВР. Тем самым хоть как-то обезопасив себя от вмешательства государства. Возможно, именно по этой причине для «Силовых машин» сейчас более предпочтительна сделка с немецким «Сименсом», нежели с отечественным концерном ОМЗ.
Некоторые аналитики сомневаются в том, что сделка с немецким концерном может состояться. Серьезной помехой может стать тот факт, что на «Силовых машинах» есть стратегическое производство. Поэтому, аналитики «Мегатрастойла» считают, что объединение ОМЗ и «Силовых машин» более вероятно, чем сделка с «Сименсом». Аналогичный довод против сделки приводят и аналитики ИК «Метрополь». Они отмечают, что правительство скорее всего будет возражать против ухода контрольного пакета акций концерна, занимающегося, в частности, военно-промышленным комплексом страны, за рубеж.
В то же время, по словам аналитика банка «Зенит» Сергея Суверова, после того как «Сименс» официально подал заявку в Федеральную антимонопольную службу на приобретение 71% акций «Силовых машин», государству будет трудно объяснить немцам, почему оно может не санкционировать сделку, в условиях, когда российские технологии по производству энергомашиностроительной продукции морально устарели. Кроме того, по мнению источников, близких к «Интерросу», власти не будут препятствовать сделке «Силовых машин» с «Сименсом». В пользу этого говорит тот факт, что главы России и Германии находятся в дружеских отношениях и всячески поощряют крупные бизнес-проекты, а тот же «Сименс» недавно заключил договор о стратегическом партнерстве с российской АФК «Система».