Продукция иностранного автопрома покорила сердца и кошельки россиян.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В течение первых шести месяцев нынешнего года российский рынок иномарок демонстрировал невиданный рост. Граждане России покупают иностранные автомобили с завидной активностью. По данным крупнейших зарубежных автопроизводителей, за первое полугодие 2004 года объем продаж престижных иномарок в России увеличился почти вдвое, а более доступных автомобилей среднего класса – почти в 4 раза. Для сравнения: объем продаж легковых автомобилей в Западной Европе за аналогичный период составил всего 3,4%.
По данным производителей, количество проданных за январь–июнь 2004 года автомобилей Mercedes-Benz выросло на 43%, Chrysler/Jeep – на 47%, Suzuki – на 45,3%, Nissan – в 2,4 раза по сравнению с тем же периодом 2003 года, число же реализованных машин Mazda выросло в 3,6 раза. По наблюдению члена правления Группы компаний Автомир Дмитрия Щучко, основной рост спроса наблюдается в ценовом сегменте от 10 до 20 тыс. долл. (например, количество проданных автомобилей Hyundai корейского производства выросло в 2,7 раза). Естественно, что люди не так активно приобретают дорогие европейские марки, привязанные к евро, однако и в этом сегменте рост внушительный.
«Не стоит забывать и о ситуации в банковском секторе. Последние полтора года рынок рос очень сильно за счет продаж в кредит и доступности этой формы потребительского кредитования. Кстати, нынешняя банковская ситуация пока никак не отразилась на спросе, – сказал «НГ» Дмитрий Щучко. – Скорее всего, те люди, которые хотели купить машину в кредит, уже приняли это решение и его не отменят. Возможно, они перейдут в другие банки или будут покупать автомобиль за наличные».
Банковский кризис, по всей видимости, будет немало способствовать росту продаж иномарок. По оценкам экспертов, значительная часть населения, в который раз разочаровавшись в надежности отечественной банковской системы, предпочтет потратить сбережения. Тем более что к этому призывают их и некоторые банкиры.
По прогнозу Дмитрия Щучко, рост объема продаж зарубежных автомобилей в России продолжится до конца 2004 года. Что касается следующих лет, то столь долгосрочные прогнозы пока делать рано. «Если сегодняшний рост обусловлен бумом кредитования, то это значит, что люди, которые планировали покупки через 2–3 года, получили возможность их совершить сейчас. Соответственно через 2–3 года мы можем получить небольшой провал. С другой стороны, к этому времени может начаться «вторая волна» замены автомобилей на более новые. Но это мы точно увидим только через 2–3 года», – говорит Дмитрий Щучко.
Помимо всего прочего, по мнению аналитика по потребительскому сектору ИК «Финам» Марии Докукиной, увеличение объема продаж иномарок в России связано с ростом доходов населения, а значит, с появлением у некоторой категории граждан возможности покупать более дорогие машины. В последнее время в России наметилась четкая тенденция перехода от продукции отечественного автопрома к продукции зарубежного. Активизация продаж иномарок влечет за собой негативные для АвтоВАЗа последствия. «Завод не сегодня начал испытывать сложности и продолжает испытывать их сейчас. Из-за ограниченности спроса АвтоВАЗ вынужден снижать объемы производства. И такая ситуация скорее всего сохранится», – считает Мария Докукина. По ее словам, единственным перспективным направлением в отечественном автомобилестроении может стать создание совместных предприятий. Примеры продукции таких предприятий мы уже видим на наших дорогах – это, например, джип «Нива-Шевроле», который делает СП ВАЗа и General Motors. В ближайшем будущем в Россию собирается прийти и немецкий Volkswagen. Впрочем, пока ситуация осложняется тем, что подобные автомобили не могут получить такого широкого распространения среди российских автолюбителей, как подержанные иномарки. Большинство убеждены в том, что последние по своему качеству превосходят собранные в России иномарки, хоть те и состоят из фирменных комплектующих.