В недавно опубликованном Послании президента России «О бюджетной политике в 2005 году» Владимир Путин не дал четкого ответа на вопрос о дальнейших действиях правительства в отношении изъятия сверхдоходов нефтяных компаний. «Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний», – все, что смог сказать в своем Послании президент. Вероятно, эту неустойчивую конструкцию должно конкретизировать правительство, но и там единства на сей счет нет.
Более конкретно по этой проблеме высказался на одном из последних заседаний правительства РФ премьер-министр Михаил Фрадков, заявивший о существующих резервах для увеличения налогового бремени на сырьевые сектора экономики. Эта мера, по мнению премьера, должна снизить нагрузку на обрабатывающую промышленность. В то же время Михаил Фрадков подчеркнул, что «возможное увеличение налогообложения сырьевиков будет проводиться с тем условием, чтобы не снизить инвестиционную привлекательность комплекса в случае негативной мировой конъюнктуры, а также не повысить цены на сырье на внутренних рынках».
По словам Михаила Фрадкова, увеличение налоговой нагрузки на топливо-энергетический комплекс потребует разработки «справедливого и прозрачного механизма» дифференциации налоговых ставок. Напомним, что ранее подобная схема, предложенная Минэкономразвития, была раскритикована Минфином, посчитавшим, что подобная дифференциация приведет к повышению «взяткоемкости» чиновников, ответственных за принятие конкретных решений по закреплению значений ставок налога за конкретными месторождениями.
Несколько дней спустя после заседания правительства глава Минэкономразвития Герман Греф выступил в Петербурге с резкой критикой по поводу планов премьера. «Стратегически я не вижу возможности для серьезного повышения рентных платежей. Сегодня нагрузка на отрасль, на мой взгляд, оптимальна и не нужно перегибать палку», – заявил он.
Тем не менее Госудума по предложению правительства уже приняла изменения в Таможенный кодекс, привязав шкалу экспортной пошлины на нефть к ее цене на мировых рынках. Кроме того, в августе должна быть повышена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «В результате при сохранении текущих цен на нефть налоговые выплаты компаний нефтегазового сектора могут по этим платежам повыситься с 18 млрд. долл. за 2003 год до 22 млрд. долл. в этом году», – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Вчера Министерство по налогам и сборам опубликовало отчет о поступлениях в казну за первое полугодие 2004 года. Рост доходов от НДПИ составил 52,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сборы платежей за пользование природными ресурсами увеличились на 46%.
«Ряд компаний применял схемы по минимизации налоговой нагрузки, ставка налога на прибыль доходила до 9–12% вместо установленных 24%. После закрытия зон льготного налогообложения (внутренних офшоров), а также после «дела ЮКОСа» использование схем по снижению налоговых нагрузок, вероятнее всего, прекратится, – комментирует ситуацию Дмитрий Мангилев. – В прошлом году отчисления компаний в бюджет по налогу на прибыль составили порядка 4 млрд. долл. В текущем году рост этого показателя может составить более 6 млрд. долл. Ресурсами по увеличению налогообложения компаний нефтегазового сектора может стать дополнительное увеличение ставок НДПИ. Также возможно принятие ряда законов о начислении налогов за неиспользование месторождений, на разработку которых компании получили лицензии. Вероятность значительного увеличения акцизов на нефтепродукты, на наш взгляд, не велика, поскольку это приведет к удорожанию топлива и негативно отразится на других отраслях».
Нефтяные компании пока не очень позитивно оценивают перспективы повышения налоговой нагрузки. «Пока неизвестна планка повышения налогов, ничего конкретного говорить нельзя, – сказал «НГ» представитель одной из нефтяных компаний. – Конечно, повышение налогов ведет к росту затрат нефтяных компаний и снижению эффективности их работы. Поскольку процесс законодательного повышения налогов нефтяниками контролироваться не может, им придется пытаться делать свою работу более эффективной за счет других факторов. Сейчас высокие цены на нефть позволяют повысить налоги, однако есть более готовые к этому компании и есть менее, это зависит от себестоимости добычи нефти. Но так как налоги повышаются для всех одинаково, для компаний с высокой себестоимостью добычи нефти это будет более болезненно».