Вчера на совещании с членами правительства президент огласил радостную весть: он направил в правительство и парламент послание «О бюджетной политике в 2005 году». Глава государства напомнил собравшимся, что консультировался с ними при подготовке документа, и попросил министров «учесть параметры, изложенные в послании, при работе правительства».
Бюджетное послание готовилось в непростых условиях. Его разработчиков, среди которых были представители администрации президента и ключевые министры правительства, раздирали споры, переходившие в публичную плоскость. Главный вопрос – нужно ли тратить средства Стабилизационного фонда. Михаил Зурабов настаивал на необходимости покрытия за счет этих средств дефицита социальных фондов, финансовые поступления в которые, как он считал, могли резко сократиться из-за снижения в будущем году ставки единого социального налога. Правительство, кроме того, считало возможным пустить средства Стабфонда на так называемые прорывные проекты. Между тем рост непроцентных расходов, особенно в условиях высоких цен на нефть, мог ускорить инфляцию.
Против того, чтобы трогать Стабфонд, был помощник президента Игорь Шувалов. В итоге ему удалось одержать победу. Владимир Путин призвал разработчиков не выходить за макропоказатели. В итоге в Бюджетном послании появился абзац, где четко ограничены цели, на которые можно пустить «неприкосновенный запас»: замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда, и то при условии, что никаких иных способов найдено не будет.
Другой важной составляющей Бюджетного послания, вызвавшей серьезные споры, стала налоговая реформа. Разработчикам удалось договориться лишь по ряду принципиальных моментов, от чего многие формулировки выглядят достаточно размыто. Вероятно, помня об обвинениях международного сообщества в избирательности налоговых претензий именно к ЮКОСу, действовавшему в рамках старого и несовершенного налогового законодательства, разработчики решили сделать действующие законы максимально прозрачными. В документе особо подчеркнуто, что «условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов». Однако разработчики так и не пришли к согласию о том, как собирать, если собирать вообще, сверхдоходы у нефтяных компаний, нужно ли и дальше повышать экспортные пошлины и вводить дифференцированное налогообложение. Отсюда нечеткость формулировки: «Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний».
Между тем все сошлись в одном: налоговая реформа в целом должна быть завершена в 2004 году. Потом возможны лишь небольшие корректировки. Как, например, в случае с уменьшением ставки НДС. Такое решение, как рассказал источник «НГ» в администрации президента, может быть принято в мае–июне будущего года, когда будет понятно, как отреагировала экономика на довольно значительное снижение ЕСН.
Надо заметить, что довольно жесткие рамки проведения законов через Госдуму (максимум – март следующего года) установлены не только для налогового законодательства. Это касается и пакета документов по реформе медицины и образования, разработанных под руководством Шувалова. В администрации президента подчеркивают, что именно сейчас есть необходимые ресурсы, потом будет поздно. Для введения в действие этих законов, серьезно меняющих систему предоставления государственных услуг, потребуется время. А там не за горами и 2007 год, когда очередные парламентские выборы снова парализуют проведение экономических реформ.