Чем дороже и престижнее дом, тем больше в нем всякого рода электронной начинки.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Рынка «умных» домов в России пока не предвидится. Хотя спрос, безусловно, уже есть. Правда, большинство потенциальных покупателей вряд ли представляют себе до конца, какой дом сегодня можно считать «умным». Сегодняшние строители реализовывают в России пока то, что на Западе уже вошло в привычную норму комфорта. И манипуляции «домовым мозгом» должны быть доступны даже ребенку.
В «умном» доме «интеллект» прослеживается буквально от крыши до подвала. Его главные признаки – максимальная эргономика жилища, включая дизайн, ориентированный исключительно на характер, привычки, даже настроение хозяина. Антенные устройства обязаны обеспечивать все любимые программы по телевизору. Крыша – самонастраиваться, в зависимости от погоды, на определенный режим обогрева и защиты от града и посторонних звуков, если это требуется. В Финляндии, например, очень распространено электроотопление как полов, так и окон. Помимо управления температурой воздуха и воды, человек должен быть уверен в электронной защите от чужих и всевозможных домашних наводнений и возгораний. И, конечно, «умные» приборы должны помогать на кухне, при уборке, в детских и кабинетах. Встроенные пылесосы, какие раньше монтировались лишь на крупных предприятиях, уже все чаще включаются в строительные проекты. Особо «умный» дом должен себя проявлять, когда его владелец отсутствует. В эти часы «умник» не спит, а занимается охраной и экономией электроэнергии и воды. Забытый утюг или газовую горелку он выключит сам. Система автоответчиков, датчиков, прочих устройств призвана обеспечить виртуальное присутствие хозяина и в то же время самообслуживание жилища, вплоть до поливки домашних кактусов и газонов возле дома.
В принципе все это вполне можно осуществить и в России. Есть немало фирм которые поставят в квартиру различные датчики, реле, умные выключатели, камеры слежения, контроллеры и прочее оборудование и снабдят жильца специальным пультом («брелком с несколькими кнопками», как пишут в своих рекламных проспектах фирмы), который это электронное хозяйство будет регулировать. Можно подключить управление домом и к телефонной линии и рулить своей «крепостью» через трубку. Однако говорить об «умных» домах как о массовом явлении пока не приходится. Дело ограничивается частными проектами и отдельными экспериментами.
Не секрет, что лидеры в области новых электронных придумок – японцы. Они же умеют и рынки спроса грамотно формировать. Соответственно в качестве российской площадки для внедрения эксперимента оказался одна из наиболее близких к Японии часть российской земли – Камчатская область. Там практически на пересеченной местности, среди снегов и вулканов вместо некоторых корякских поселков из юрт возведены японские сейсмоустойчивые дома с японской же электронной начинкой внутри. Но пока подобные новинки могут существовать в России лишь в эксклюзивном исполнении. Дорого это.
Недалеко в этом смысле ушла от всей страны и богатая столица. В основном вся модернизация заканчивается звуконепроницаемыми стеклопакетами (и не всегда – с электронным подогревом), в лучшем случае хорошей моделью кондиционера с автоматическим «климат-контролем» и домашним кинотеатром. Пожалуй, одна из основных причин этого – нежелание большинства людей забивать свой дом сложной электроникой, своего рода «боязнь машин». Чаще всего на подобный «риск» идут либо молодые «продвинутые» бизнесмены, либо «фанаты», не мыслящие свою жизнь без компьютеров и прочей электроники.
Кроме того, причиной «одинаковости» жилищ столицы можно считать, пожалуй, то, что Москва – все-таки город стандартов. В этом убеждена заместитель генерального директора одного из агентств недвижимости: «Лишь в Подмосковье в частных владениях можно найти что-то особенное. И то – эти «художества» появляются нечасто. А так называемый эксклюзив ограничивается оформительством». Архитектурная стандартизация, начатая еще в середине 1950-х, оставила надолго забытыми сами архитектурные стили. Они остались лишь в сохранившихся памятниках зодчества и в учебниках. Некоторые изыски советского периода можно было встретить лишь в сталинскую эпоху. В остальном – железобетонные конструкции вытеснили все что можно.
Исполнители строительных заказов признаются, что будущие хозяева мечтают до тех пор, пока не доходит дело до непосредственного создания «чуда». Осуществить его либо не позволяют средства, либо оказывается, что покупатель вполне может обойтись и без «наворотов». В процессе реализации проектов практичность берет верх над замысловатостями, и они исчезают.
Вообще-то, по признанию риелторов, нестандартные дома сложны для продажи, независимо от степени необычности. Причина в том, что нестандартные элементы хозяева заказывают лишь под свои прихоти. И не всегда находятся желающие разделить их вкусы. В результате на дачных участках можно встретить все – от домиков на куриных ножках до строений в стиле хай-тек. Не говоря уже о том, что нет смысла включать в стоимость дома его электронную начинку, от которой он становится и вовсе «неподъемным» по цене. Кроме того, на рынок эти дома поступают крайне редко. Значит, вряд ли можно считать, что такой рынок существует. По крайней мере назвать его оформленным и структурированным вряд ли можно. Правда, есть другой фактор. Любящий свой дом хозяин, которому наскучили «навороты», довольно часто при продаже позиционирует его как необычный. Но это не более чем рекламный трюк. Просто выделенный из общего ряда вариантов дом продается лучше. Но, по свидетельствам риелторов, если в нем действительно много необычного, продавать его приходится слишком долго.
Наиболее продвинутое в техническом плане жилье – это, как правило, дорогие пентхаусы и прочая элитная недвижимость. Люди, спокойно выкладывающие по 15 млн. долл. за «квартирку» с зимним садом и бассейном, могут оплатить при желании и «умную начинку». Правда, в домах, где располагаются элитные квартиры, видеоконтроль территории, доступ внутрь по пластиковым картам, сигнализация, особая система пожаротушения, выделенный доступ в интернет, спутниковая связь являются вполне обыденными. В малоэтажных элитных домах часто устраиваются особо комфортные гаражи, электроподогрев тротуаров с приспособлениями для помывки автомобильных подкрылков, теплые лестницы.
По усредненным данным агентств недвижимости, доля продаж такого нестандартного жилья едва дотягивает до 5%. И, по прогнозам, этот объем вряд ли может увеличиться в ближайшее время. Как, впрочем, и массовое строительство самих «умных» домов. По России ценовой диапазон «умного» жилья пока определить не представляется возможным – оценить внедренные элементы «умного» дома возможно, просчитав стоимость (ограниченного количества) датчиков и дистанционных пультов управления, но утверждать, что сформировалась определенная цена – нельзя, пока нет как такового рынка таких домов. Хотя мировые ориентиры уже есть. Например, вилла главы корпорации Microsoft Билла Гейтса, начиненная «умными» штучками с единым, дистанционно управляемым компьютерным центром, стоит 53 млн. долл. Есть ли в России свои биллы гейтсы, готовые жить в компьютере, – неизвестно.