С самого утра в Государственной Думе с нетерпением ждали председателя Центрального банка Сергея Игнатьева. И вовсе не из-за того, что депутатам был интересен его отчет о деятельности ЦБ за прошлый год. Напротив, думцев интересовала работа Центробанка именно в этом году, а точнее, в последний месяц-полтора этого года. С самого начала пленарного заседания именно представители думской оппозиции призвали нижнюю палату обязательно спросить Игнатьева о последних потрясениях в банковском секторе экономики.
Независимый депутат Владимир Рыжков предложил, чтобы эта проблема стала второй частью доклада главы ЦБ, но Борис Грызлов с этим не согласился. Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, наоборот, потребовал, чтобы перед Думой ответствовал не Игнатьев, который, по его мнению, ничего не решает. «Хозяина сюда давайте, того, кто принимает решения», – кричал Митрофанов. Под «хозяевами» он, конечно, имел в виду Алексея Кудрина и Германа Грефа, потому что именно они, по его словам, «у нас по экономическим вопросам в стране принимают решения, всего эти два человека, остальные вообще неинтересны».
Однако представитель думского большинства Андрей Климов отвечал либерал-демократу очень внушительно: «Рассмотрение этого вопроса в Думе, да еще в некоем чрезвычайном режиме, может принести только один эффект – вызвать панику среди населения». Климов напомнил, что президент уже беседовал с главой ЦБ и они вместе решили, что никакого банковского кризиса в России нет.
Тем не менее Сергей Игнатьев, достаточно коротко рассказавший о работе ЦБ в прошедшем году, сам, не дожидаясь вопросов, заговорил об истоках нынешних событий на банковском рынке и совсем недавнем обострении этой проблемы. Кстати, именно это слово Игнатьев только и употреблял, старательно избегая другого слова – «кризис». Коротко суть выступления Игнатьева можно изложить так: владельцы Содбизнесбанка сами создали волнения среди своих вкладчиков, не давая временной администрации, созданной по решению ЦБ, приступить к работе, после чего нервозность стали испытывать клиенты и других банков. Затем, правда, волнения улеглись, но вот во вторник Гута-банк снова разжег страсти.
А дальше глава ЦБ выдал реальную информацию, которую накануне вечером всячески отказывался предоставлять его первый заместитель Андрей Козлов. Сергей Игнатьев признался, что при участии ЦБ сейчас идут переговоры о покупке Гута-банка Внешторгбанком, которому Центробанк готов дать кредит под залог имеющихся у ВТБ государственных ценных бумаг. Другой проблемный банк – «Диалог-Оптима» – тоже находится в стадии переговоров с одним из коммерческих банков, который хочет его купить.
Со своей же стороны, сказал Игнатьев, ЦБ уже подготовил проект закона, распространяющий гарантии по страхованию вкладов и на вкладчиков тех банков, которые в данную систему страхования вообще не вошли. Платить за такие банки в случае отзыва у них лицензии на работу с физическими лицами станет сам ЦБ, а в обмен запретит им брать новые вклады у граждан, то есть данные банки постепенно будут из этого сектора уходить.
Кроме того, уже 7 июля, как заявил Игнатьев, пройдет совет директоров ЦБ, который, по его словам, резко снизит нормативы обязательного резервирования для коммерческих банков. После всего этого, подчеркнул Игнатьев, ситуация уже в ближайшее время должна улучшиться. К тому же глава ЦБ отметил, что у его ведомства нет претензий к Альфа-банку, МДМ-банку и Росбанку, как нет и информации о том, что у них есть какие-то проблемы.
Отрицал Игнатьев и наличие «черных списков», которые, по его мнению, подбрасывают недобросовестные конкуренты. Что же касается подготовленного ЦБ законопроекта о фактическом расширении системы гарантирования вкладов, то уже на сегодняшнем Совете Думы, как заметил Борис Грызлов, этот документ будет обсужден. Возможно, в конце недели, как утверждали вчера некоторые депутаты, он уже будет одобрен сразу в трех чтениях.
Глава подкомитета по деятельности ЦБ в бюджетном комитете нижней палаты Михаил Задорнов сообщил, что снижение нормативов обязательного резервирования хотя бы даже на 1% даст банкам не меньше 40 млрд. руб. В то же время от отметил, что «предложенных Центробанком мер будет достаточно только в том случае, если ЦБ и правительство побудят акционеров Гута-банка и Альфа-банка повысить объем ликвидности этих банков».
При этом на вопрос «НГ», как это сделать, Задорнов заметил: «Каким способом, я не хотел бы говорить, есть разные способы. Но люди должны увидеть, что владельцы этих банков реально вносят деньги в их капиталы. Разумеется, у реальных владельцев этих банков есть деньги, которые позволят им спасти собственные банки. А хотят ли они, это вопрос не ко мне: это задача ЦБ и правительства обеспечить такое желание акционеров». Михаил Задорнов, также отрицающий наличие «черных списков», тем не менее заявил, что «цепочка частных проблем вылилась в нервозность на всем банковском рынке». То есть он как бы согласился с тем, что кризис существует.
Однако коллега Задорнова – глава банковского комитета Думы Владислав Резник – уверен, что «никакого системного кризиса банков нет». Комментируя «НГ» сложившуюся ситуацию, депутат высказал мнение, «те банки, у которых ЦБ в последнее время отозвал лицензии, уже, грубо говоря, были мертвы».