«ЛУКОЙЛу» трудно будет отстоять право управлять построенным на свои средства нефтетерминалом в Высоцке, который недавно был введен в эксплуатацию. Вчера предложение главы «Транснефти» Семена Вайнштока о передаче терминала в управление «Транснефтепродукту» поддержал глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По его мнению, эта идея не лишена смысла. Вместе с тем ведомство Христенко еще не представило «Транснефти» официальный ответ по этому вопросу, а премьер-министр Михаил Фрадков вообще всего две недели назад узнал о существовании этого предложения от журналистов.
Напомним, что Семену Вайнштоку уже давно не дает покоя нефтяной терминал «ЛУКОЙЛа», мощность которого составляет 2,5 млн. тонн в год. Задолго до его официального открытия Вайншток говорил, что терминал «должен не регулироваться, а оперироваться госкомпанией». При этом на собственность «ЛУКОЙЛа» он не претендовал, объясняя свое предложение лишь необходимостью обеспечения всех участников рынка равным доступом к транспортным мощностям. Свои предложения глава «Транснефти» направил в Минэкономразвития и Минпромэнерго.
Руководство «ЛУКОЙЛа» утверждает, что, как только терминал выйдет на проектную мощность (более 10 млн. тонн), на нем можно будет переваливать сырье и других производителей. Однако до тех пор компания собирается использовать его исключительно для себя. А предложение передать управление терминалом именно «Транснефтепродукту» в компании вообще не поняли. «Все терминалы, которые переваливают нефтепродукты, в том числе и мазуты, не принадлежат и не управляются ни «Транснефтепродуктом», ни «Транснефтью», – заявил недавно президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Поэтому, по его мнению, предложение Семена Вайнштока «не имеет основания».
Действительно, таких прецедентов в российской трубопроводной системе еще не было, как не было и прецедентов строительства частных транспортных мощностей такого масштаба. Общую позицию государства по этому вопросу сформулировал недавно премьер-министр РФ Михаил Фрадков, выступивший в принципе против частных трубопроводов в России. При этом подчеркивалось, что никто не возражает против инвестиций в их строительство.
Между тем, если «ЛУКОЙЛ» все же вынудят передать терминал в Высоцке в управление «Транснефтепродукту», вряд ли это стимулирует другие частные компании инвестировать в развитие и расширение инфраструктуры. Таким образом, недавнее заявление министра экономического развития Германа Грефа о том, что главной проблемой российской экономики является отсутствие крупных инфраструктурных проектов, так и останется «гласом вопиющего в пустыне».