Алексей Кандауров: ошибка Ходорковского в том, что он пытался изменить правила игры.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера в Центральном доме журналиста инициативная группа «Общее действие», объединившая известных российских правозащитников, провела первый раунд общественных слушаний в связи с делом ЮКОСа. Политики, политологи, представители гражданского общества попытались оценить воздействие суда над Ходорковским на политические, экономические и общественные процессы в стране.
Как подчеркнул Лев Гудков, заведующий отделом социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады, по результатам соцопросов дело ЮКОСа вошло в десятку важнейших событий прошлого года – наравне с выборами в Думу и войной в Ираке. При этом политическая риторика старого образца (охота на врага – борьба с олигархами) заметно оживила просоветские рефлексы более пожилой и менее образованной части населения, воспринявшей «наезд» на ЮКОС с удовлетворением. Что примечательно, несмотря на активную обработку общественного мнения в течение последних месяцев, число людей, считающих процесс политическим, практически не изменилось (этой точки зрения придерживаются 34% опрошенных). И более половины не верят в справедливость отечественного правосудия.
Впрочем, даже приглашенные эксперты разделились во мнениях – уходят ли сегодняшние проблемы ЮКОСа корнями в политику? Которая, как известно, продолжение экономики. Член политсовета СПС Борис Немцов считает, что Ходорковский не внял настоятельной просьбе Кремля – прекратить финансирование оппозиционных партий – за то и пострадал. По мнению Александра Аузана, Ходорковский просто выбрал не ту стратегию экономического развития компании. Он пошел по пути наращивания капитализации, что подразумевает прозрачность бизнеса. А это невыгодно, во-первых, бюрократии – ей проще извлекать доходы из серого бизнеса. Во-вторых, конкурирующим компаниям, которые не намерены идти на аналогичные риски. Результат влияния этого дела на российскую экономику, сделали вывод участники слушаний, предсказать нетрудно. Бизнесу дан сигнал: капитал нужно не раскрывать, а прятать. И еще один, поощряющий нелегальные правила игры.
Давний соратник и партнер Ходорковского, а ныне депутат Госдумы Алексей Кандауров также считает, что одной из главных ошибок олигарха – с точки зрения власти – была попытка изменить систему координат в бизнесе. К этому были не готовы ни власть, ни бизнес. И уж тем более не стоило предлагать президенту покончить с коррупцией – да еще и иллюстрировать эту самую коррупцию примером «распила» «Роснефти». Такого публичного унижения президент не мог перенести.
Директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский эту мысль развил: имела место попытка Ходорковского изменить правила игры в российской экономике, что пришлось не по вкусу главному коллективному олигарху – российской бюрократии. Известный политолог напомнил присутствующим февральский диалог президента и опального олигарха. «Господин президент, ваши бюрократы – взяточники и воры!» – «Вам напомнить, кто вы сам-то есть?» И с этой точки зрения «дело ЮКОСа» – не столько борьба с олигархией, сколько закрепление этой системы. Услышав такое, Сергей Ковалев загорелся: «Вы всерьез полагаете, что главный интерес первого лица государства – в защите бюрократии?» – «Если вы спросите господина Путина, он искренне ответит, что его интерес – величие России. Но цепь его решений объективно служит этой цели, сознает он это, или нет...» – резюмировал Пионтковский.