У Семена Вайнштока денег достаточно.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Глава госкомпании «Транснефть» Семен Вайншток поддержал премьер-министра Михаила Фрадкова в вопросе ненужности частных трубопроводов. При этом он пошел еще дальше главы кабинета министров – если Фрадков просто за госмонополию, то Семену Вайнштоку не нужны даже деньги «чужих» инвесторов. По его словам, для строительства магистральных трубопроводов нет необходимости привлекать частный капитал. У «Транснефти» есть средства для инвестиций и есть возможность привлекать дешевые кредиты под 7% годовых, отметил глава этой компании и добавил, что у других компаний таких возможностей нет. Он также раскритиковал предложение Минэкономразвития о льготном доступе к «трубе» для тех компаний, которые вкладывают деньги в развитие транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, что ранее по теме частных «труб» высказывался Михаил Фрадков. На днях он заявил, что «вопрос о частных трубопроводах на сегодняшний день не стоит». Он не говорил прямо, что государству не нужны инвестиции в этот сектор, но упирал на то, что прежде всего надо развивать геологоразведку. Премьер-министр отметил, что иностранным компаниям, которые будут инвестировать в разведку, может быть предоставлен доступ к российской системе трубопроводного транспорта, но речь не идет о «передаче иностранцам нефтепроводов».
Между тем вопрос о развитии транспортной инфраструктуры очень остро стоит перед многими отечественными нефтяными и газовыми компаниями. Чего стоит только постоянной битва между независимыми производителями газа и «Газпромом», который владеет газопроводами... По подсчетам же нефтяных компаний, страна несет из-за отсутствия необходимых мощностей многомиллиардные убытки. Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун считает, что государство ежегодно теряет 6–8 млрд. долл., а прямые потери бюджета составляют 3–4 млрд. Из-за нехватки трубопроводов «ЛУКОЙЛ», по словам Леонида Федуна, вынужден пользоваться другими видами транспорта. В итоге общие затраты компании на транспортировку превышают стоимость добычи нефти и составляют около 2 млрд. долл.
По мнению вице-президента «ЛУКОЙЛа», в условиях растущего спроса в мире на нефть уже через два-три года России понадобятся дополнительные мощности для экспорта дополнительно 2 млн. баррелей нефти (сейчас добыча – 8,6 млн. баррелей в сутки). Крупные нефтяные компании неоднократно заявляли о готовности инвестировать в строительство трубопроводов, но с учетом позиции Михаила Фрадкова и Семена Вайнштока сделать это будет крайне сложно. Чем объясняется нежелание государства привлекать инвесторов – остается загадкой.